Владимир Рылатко рассказал, каким был Купаловский театр в 1960-е годы

2 сентября купаловцы открывают сезон. По традиции — «Павлинкой», а дальше будет «Вечер», «Женитьба», «Черная панна Несвижа» — все, что театр за последние месяцы сумел восстановить.

«Возможности всегда являются нам в рабочем комбинезоне и с лопатой в руках», — сказал Уинстон Черчилль. И театр трудится, не покладая своих многочисленных рук.

Работа продолжалась и летом. В июне «Павлинку» с успехом показали в Полоцке и в Молодечно, 22 июля состоялся очередной кастинг актеров в возрастной категории от 21 до 70 лет, а 29-30 июля — премьера восстановленной «Женитьбы».

И все это прекрасный повод вспомнить, каким был Купаловский театр в свою золотую пору — в середине и в конце 1960-ых годов.

Купаловский театр в конце 1950-х годов.

В 1964-1968 годах главным режиссером театра был заслуженный деятель искусств Украинской ССР Борис Владимирович Эрин. Он поставил на купаловской сцене театра такие легендарные спектакли, как «Лиса и виноград», «Лявониха на орбите», «На всякого мудреца довольно простоты», «Поминальная молитва». И, конечно, главное его творение — «Люди на болоте». Спектакль, о котором до сих пор с ностальгией вспоминают и театроведы, и зрители.

И актеры были легендарные. Из 36 белорусов, удостоенных звания народного артиста СССР, 13 актеров-купаловцев. Все они, кроме Владимира Иосифовича Владомирского, блистали на купаловской сцене в 1960-е годы.

Артисты Купаловского во время антракта. 1965 год.

Был тогда в театре и свой собственный небольшой оркестр.

В 1965 году я был студентом консерватории, — рассказывает в прошлом первый заместитель министра культуры Республики Беларусь, заслуженный деятель культуры Беларуси Владимир Петрович Рылатко. — Надо было зарабатывать деньги, и я играл в оркестре Купаловского театра.

фото юлии андреевой

Владимир Петрович великолепный альтист, один из основателей современной белорусской альтовой школы. Играл в первом легендарном составе Минского камерного оркестра, долгие годы был доцентом Белорусской академии музыки.

Не так давно он с блеском выступил в Гродно на концерте в честь столетнего юбилея своего учителя, замечательного скрипача Николая Георгиевича Гильдюка. Партию фортепиано исполнял заслуженный артист Республики Беларусь, профессор Юрий Николаевич Гильдюк. Так сплетаются традиции, история, память.

Леонид Рахленко в роли Гвоздилина в спектакле "Третья патетическая" Н. Погодина. 1959 год.


В Купаловском театре оркестр порой играл и на сцене.

— В спектакле «Люди на болоте» мы играли на свадьбе, — рассказывает Владимир Рылатко. — Там были бутафорские бутылки, в которых месяцами не меняли воду, и она буквально кишела инфузориями. По режиссерской задумке, ко мне, качаясь из стороны в сторону, подходил Геннадий Овсянников и угощал меня щедрой порцией этих инфузорий.

Геннадий Овсянников. 

Архив Купаловского театра

Как человек причастный к фольклору, подтверждаю: на деревенских свадьбах музыкантов действительно угощают! А Геннадий Овсянников был на той свадьбе женихом — он играл Евхима Глушака.

— И вот однажды в чей-то день рождения актеры втихаря принесли фляжку чего-то покрепче, — продолжает свой рассказ Владимир Петрович, — а я об этом не знал. И Овсянников, бочком обходя всех остальных, поднес рюмку только мне. Знал, что я самый импульсивный. Я с гневом взял эту рюмку, выпил — а мне же дальше надо играть! — поперхнулся, выскочил на авансцену… Публика решила, что это все заранее подготовлено, и мне — студенту консерватории! — на купаловской сцене зааплодировали. Овсянников был на седьмом небе от счастья. Шутка удалась!

Геннадий Овсянников в спектакле "Паўлінка" 

Архив Купаловского театра


Да, легендарные купаловские актеры знали толк в юморе. И юмор был у них добродушный, народный.

Геннадий Овсянников в спектакле "Жаніцца не журыцца".

Архив Купаловского театра

— Был, например, такой актер — Степан Степанович Бирилло, — вспоминает Владимир Петрович. — Замечательный был анекдотчик! Стою я за кулисами со скрипкой, идет спектакль, а он мне на ухо рассказывает анекдоты и сам смеется. И вдруг останавливается на полуслове. Он левым ухом слушал, что происходит на сцене! Секунда — и он уже там, в роли, а когда после выхода возвращается, досказывает анекдот. Он помнил, где остановился!

Степан Бирилло в спектакле "Дядя Ваня"

Но эта удивительная веселость была лишь внешней оболочкой. Я думаю, актеры таким нехитрым способом снимали напряжение, ведь чувство ответственности было у них огромно.

— У этого поколения купаловцев сцена была святое место, — говорит Владимир Рылатко. — Они были профессионалы в самом высоком смысле этого слова. Единственный раз помню, когда актриса недоучила роль. И хоть актриса была замечательная, Эрин ей выговорил очень строго. Там никому не было поблажек.

Купаловский театр, подписка на государственный заем. 1951 год

Эти актеры ставили театр выше своих интересов, в том числе и материальных.

— Вы помните, как трудно жилось актерам в 1990-ых годах. Но народная артистка СССР Стефания Станюта, чтобы освободить в театре место для молодых, пришла в Министерство культуры и попросила перевести ее на полставки. При том, что она играла в спектакле «Гарольд и Мод» — играла так, что публика по пятнадцать минут ей аплодировала. Даже не самой ее игре, а ее присутствию на сцене.

Да, так было. Мне повезло застать на сцене этих людей. Вернутся ли такие времена, такие личности, такие актеры?

Я верю, что непременно вернутся. Иначе зачем искусство? Ради пиара, суеты, денег?

Я верю, что в театр должно приходить, как в храм. Все дороги ведут к храму. Наша история свидетельствует об этом с обезоруживающей силой.

А пока мы с волнением и трепетом наблюдаем за возрождением Купаловского в новой эпохе. Ждем великих режиссеров и эпохальных премьер.

juliaandr@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter