Владимир Макей: «Суверенитет Беларуси — общее достижение и величайшая ценность»

Дипломатическая служба внесла важный вклад в становление белорусской государственности. Наша страна выстраивает сотрудничество с зарубежными партнерами и расширяет круг единомышленников на принципах многовекторности, добрососедства и с учетом национальных интересов. В канун 100–летия дипслужбы министр иностранных дел Владимир Макей в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал об истории белорусской дипломатии и о том, как Беларуси удалось закрепить за собой новые рынки и стать одним из инициаторов и активных участников интеграционных проектов в Евразии, площадкой для решения острых проблем в Европе и донором европейской безопасности.



— Владимир Владимирович, 22 января в Беларуси впервые будет отмечаться День дипломатического работника. Этот день вдвойне праздничный еще и в связи со столетием дипломатической службы. Это хороший повод подвести итоги деятельности внешнеполитического ведомства. Какие исторические вехи для МИД вы бы назвали наиболее значимыми, чем можно гордиться и о чем, возможно, сожалеть?

— Отвечая на ваш вопрос, логично начать с истоков, событий периода образования белорусского государства. В 1919 году в Конституции Социалистической Советской Республики Белоруссия в разделе, посвященном правительству, Совету народных комиссаров, было записано: «Учреждаются следующие народные комиссариаты: 1) по иностранным делам, 2) по военным делам, 3) внутренних дел, 4) юстиции...» — всего 15 комиссариатов. Именно в таком порядке были расставлены приоритеты при создании центральных органов власти республики. Укрепление позиций на международной арене, определение границ, возвращение беженцев были первоочередными направлениями деятельности молодого государства. Всем этим, но и не только этим, занимался Комиссариат по иностранным делам.

Следующий этап в истории дипломатической службы наступил в августе 1921 года, когда было утверждено первое положение о Народном комиссариате иностранных дел БССР. Штатная численность комиссариата с 1919 по 1923 год неоднократно менялась и составляла от 12 до 40 человек. В ноябре 1923 года Народный комиссариат был реорганизован в Управление уполномоченного народного комиссариата СССР при правительстве БССР. Функции внешних отношений перешли к этому органу.

24 марта 1944 года был принят закон об образовании Народного комиссариата иностранных дел Белорусской ССР. Его руководителем был назначен Кузьма Киселев, который внес неоценимый вклад в становление и развитие белорусской дипломатической службы. Мы гордимся тем, что в том числе и его подписью как представителя БССР скреплен Устав ООН.

С тех пор пройден большой путь, который был отнюдь не простым. Сегодня поводом для гордости, безусловно, является то, что дипломатическая служба внесла важный вклад в становление белорусской государственности.

Главное достижение последних без малого трех десятилетий — Беларусь состоялась как самостоятельное, суверенное государство. Наша страна является полноправным членом мирового сообщества, проводит независимую внешнюю политику. Это наше общее достижение и величайшая ценность.

Благодаря прагматичному курсу на многовекторность Беларуси удалось расширить круг союзников и зарубежных партнеров, открыть и закрепить за собой новые перспективные рынки. Наша страна стала одним из инициаторов и активных участников интеграционных проектов в Евразии, площадкой для решения острых проблем в европейском регионе и донором как минимум европейской безопасности.

Важно отметить, что Беларусь, являясь сравнительно небольшим государством, не играет роль стороннего наблюдателя на мировой арене. Напротив, голос нашей страны отчетливо слышен в международных отношениях. Мы выдвигаем и последовательно реализовываем крупные инициативы. Достаточно назвать наиболее существенную и амбициозную из них — организацию широкого стратегического диалога, направленного на преодоление противоречий во взаимоотношениях государств в глобальном пространстве в Евро–Атлантике и Евразии.

— Насколько востребован в работе современного МИД опыт мэтров белорусской дипломатии — тех, кто закладывал традиции министерства и взрастил молодое поколение дипломатов?

— Дипломатия является, пожалуй, одним из наиболее объективных маркеров развития государственности, выступая инструментом взаимодействия с внешним миром для защиты и продвижения национальных интересов. В этом смысле она развивается вместе с государством.

Как мы уже говорили, Беларусь известна в мире как миролюбивое государство, активный участник международных отношений, предсказуемый и надежный партнер. Зарубежные государства с удовольствием покупают белорусскую продукцию, у них есть устойчивый интерес к развитию многопланового сотрудничества с нами. Это во многом результат кропотливого труда предыдущих и нынешнего поколений дипломатов. Такой опыт уникален и бесценен, ведь именно на его основе сформировалась и окрепла белорусская дипломатическая школа.

Передача опыта — залог эффективной работы МИД. Мы стараемся по максимуму использовать опыт старших коллег.

— В минувшем году в Беларуси были учреждены геральдические символы Министерства иностранных дел и форменная одежда послов. Насколько это важно для тех, кто несет дипломатическую службу, и когда можно будет увидеть белорусских послов в форме?

— Одной из наиболее эффективных форм проявления сплоченности и корпоративности являются внешние отличительные признаки, которые указывают на принадлежность к определенной государственной службе.

Добавлю, что работа дипломата, несмотря на обманчивый внешний лоск этой профессии, связана с высочайшими квалификационными требованиями, порой экстремальными рабочими и психологическими нагрузками, большой ответственностью. Геральдические символы призваны не только отражать заслуги перед государством и обществом сотрудников Министерства иностранных дел, посвятивших себя служению Родине. Они призваны способствовать морально–нравственному воспитанию сотрудников МИД и культивированию у них патриотизма, сохранению преемственности поколений белорусской дипломатии, повышению престижа дипломатической службы. Уже в скором времени белорусские послы будут вручать верительные грамоты главам зарубежных государств в новой форменной одежде. Конечно же, если это допускают особенности местного протокола.

— Не очень дипломатично было бы спрашивать у вас про пятерку или десятку наиболее важных для нашей страны партнеров. Поставлю вопрос так: на ваш взгляд, много ли у Беларуси друзей и есть ли враги?

— Поневоле всплывает в памяти известный афоризм, суть которого сводится к тому, что в политике нет ни вечных союзников, ни постоянных врагов — есть интересы. Друзья и враги — тоже вопрос дискуссионный, у нас есть партнеры на международной арене.

Внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность нашей страны, как и любой другой, основывается на национальных интересах. Ее основные принципы и приоритеты определены Президентом — это многовекторность, добрососедство, миролюбие. С этих позиций мы разговариваем с зарубежными партнерами, расширяя круг единомышленников и союзников.

Определив внешнеполитические приоритеты, мы целенаправленно работаем над их предметным наполнением. Наши ключевые направления — страны–соседи, включая Россию, партнеры по СНГ — не противоречат усилиям по выстраиванию прагматичных отношений с Евросоюзом, США, государствами «дальней дуги». И эта работа будет продолжена.

— Как вы полагаете, что еще следует предпринять для большей диверсификации белорусского экспорта, достижения устойчивого положительного сальдо во внешней торговле? Насколько успешной была эта работа в прошлом году и каковы ее перспективы?

— Без цифр в ответе на этот вопрос не обойтись, поэтому давайте обратимся к статистике. По итогам января–ноября прошлого года объем внешней торговли Беларуси вырос на 15,7% и достиг 75,7 млрд долларов, при этом сложилось положительное для нас сальдо в торговле товарами и услугами — 782,6 млн долларов.

Результаты внешней торговли — зеркальное отражение структуры и работы нашей экономики, промышленности. Реализация задачи по диверсификации белорусского экспорта должна основываться на соответствующей производственной базе. Поэтому в первую очередь необходимо вести речь о промышленной диверсификации, выпуске новых конкурентоспособных высокотехнологичных товаров, которые МИД и загранучреждения совместно с производителями смогут продвигать на внешних рынках и тем самым увеличивать экспорт и обеспечивать положительное сальдо. В прошлом году мы достигли определенного прогресса. Экспорт товаров за 11 месяцев составил 30,8 млрд долларов и по сравнению с январем–ноябрем 2017 года вырос на 4,4 млрд, или на 16,5%. Увеличение экспорта по большинству товарных позиций произошло как в стоимостном, так и в физическом выражении.

Алина ГРИШКЕВИЧ.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter