Гусаков — об особенностях и перспективах социально-экономической модели Беларуси

Владимир Гусаков: «Нам есть чем гордиться. Но надо сделать все, чтобы позитивная динамика стала нормой жизни»

Успешно завершается 2022 год. В стране достигнуты критерии, индикаторы и показатели согласно прогнозу социально-экономического развития, целям и задачам Правительства. Беларусь уверенно продвигается вперед по всем направлениям. И это несмотря на массированные санкции и недружественность западных стран. Плюс ко всему пришлось преодолевать непростую ситуацию с масштабным влиянием коронавирусной пандемии. Надо признать, что успехи стали возможны благодаря правильно выбранной стратегии и тактике руководства страны и в первую очередь принятой модели социально-экономического развития, показавшей свою гибкость и мобильность, с одной стороны, и прочность, устойчивость — с другой.


Президент Александр Лукашенко:

— Без сильной экономики не будет Беларуси как самостоятельного государства. Негативные примеры других стран это подтверждают. У нас созданы все возможности, чтобы сделать Беларусь динамично развивающейся страной. В условиях глобальной неопределенности белорусская стратегия развития может быть только одна: идти своим путем, думать своей головой, жить собственным умом, строить будущее на прочном фундаменте народного единства.

При обращении с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию, 28 января 2022 года.

Либеральная идея — не панацея

Что же собой представляет белорусская социально-экономическая модель устойчивого развития? Вопрос не риторический. Зарубежные так называемые эксперты не единожды предсказывали и падение, и рецессию, и даже разорение Беларуси, а она показывает все более масштабную результативность.

Более 30 лет назад с политической карты мира исчез Советский Союз, что стало настоящим шоком для многих людей, столкнувшихся с неопределенностью. Мир заполонила так называемая либеральная идея. Но ничего, кроме дестабилизации и разрушения национальных экономических и политических систем, она не принесла. Не оправдал надежд и тезис о «невидимой руке рынка», которая, дескать, автоматически регулирует производство и продажи.  
Сейчас уже совершенно очевидно, что рынок без государственных регуляторов — стихия, где побеждают сильнейшие, и зачастую вразрез с интересами всего общества.
Выдаваемая западными пропагандистами за панацею так называемая либеральная идея предназначалась прежде всего постсоциалистическим и постсоветским странам для тотального преобразования так называемых переходных экономик и создания частнособственнического уклада под диктовку западных экспертов и олигархии. На самом деле Западу надо было просто расчистить поле для массированных поставок своей продукции и создания преимуществ предпринимателям. В странах Центральной Европы это еще как-то удалось с меньшими потерями. Однако в государствах Восточной Европы (за исключением Беларуси) и в некоторых странах Центральной Азии реализация либеральной идеи почти полностью уничтожила общественный уклад и сделала их тотально зависимыми.


В Беларуси начался процесс поиска и формирования собственного пути.  
Белорусский национальный менталитет не позволил идти по пути разрушительных реформ, народ не захотел разрушать созданное. Белорусская экономика стала развиваться своим путем, и это было единственно правильным решением.
Было широко признано, что управляемость и сбалансированность хозяйственной жизни должны в полной мере отвечать менталитету белорусского народа. Здесь есть целый ряд особенностей. Так, все признают, что белорусы терпеливы, выносливы, не агрессивны, в меру самокритичны и никогда не ставят себя выше других народов, признавая их достоинства. Они во всем ищут мирные пути решения проблем.

Также социологи отмечают толерантность, дружелюбие белорусов, склонность к сотрудничеству. Отсюда стремление к интеграции, равноправию во внешнеэкономической деятельности, открытости экономики. Из любви к порядку и предсказуемости вытекает стройная система государственного регулирования, последовательность во внешних отношениях. Стремление рассчитывать на свое, надеяться на себя, а не на заграничных благодетелей диктует необходимость развития собственного производства и нацеленность на импортозамещение. К этому можно добавить, что белорусы не избалованы богатством природных ресурсов, понимают, что все достается трудом, отсюда — ориентация на трудовой доход, а не на природную ренту. Характерно и то, что белорусы ценят жизнь и здоровье, дом и семью больше. Поэтому социальная направленность экономической политики имеет первоочередной приоритет.

Переломный момент

Более чем 30‑летний опыт трансформационного развития Беларуси показывает, что без сильного стабилизирующего государственного сектора вряд ли можно рассчитывать на долгосрочную устойчивость экономики. Еще недалеко ушли годы рыночных реформ, когда в Беларуси происходили примерно те же процессы, что и в других постсоветских государствах: отказ от крупного общественного производства, насаждение частных порядков, потеря квалифицированных кадров и стремительное падение качества жизни. Например, только спад промышленного производства в 1991 — 1995 годы составил почти 40 процентов. Основными причинами стали резкое сокращение госзаказа на продукцию, разрушение сложившихся хозяйственных связей, сокращение торговли. Еще большие потери понесли наукоемкие отрасли промышленности. А результат — предприятия не работают, общественный транспорт разбит, социальная сфера свернута, трудовые коллективы по несколько месяцев без зарплаты, полки магазинов пусты.


В это время масса зарубежных советников насаждают свои советы по ликвидации крупнотоварного производства, расчленению и приватизации госсектора. В программы учебных заведений внедрены либеральные теории ухода государства из экономики, тотальной приватизации собственности и решения социально-экономических проблем в основном за счет населения.
Перелом наступил, когда был избран первый ­­Президент страны Александр ­­Лукашенко. Белорусский лидер дал четкую формулировку основных критериев белорусской модели развития. 
Ее базисными компонентами стали:

♦ Построение сильной эффективной государственной власти. Такая власть рассматривается как гарант недопущения олигархического беспредела, разграбления народных богатств и прорыва криминала к рычагам системы управления. Сильная государственная власть — это залог политической стабильности, социальной справедливости и экономической эффективности, а также гарант национальной безопасности и суверенитета.

♦ Обеспечение равноправия и эффективного функционирования всех форм собственности. При этом главным приоритетом для предприятий должны быть национальные интересы, ставка на приоритетное развитие реальной экономики и крупнотоварное производство.

♦ Необходимость сохранения государственной собственности на стратегически важные объекты, государственная поддержка приоритетных производств.

♦ Многовекторность внешнеэкономической политики. В условиях глобализации экономика не может успешно развиваться без ее выхода на мировые рынки. Это предполагает развертывание широких интеграционных процессов со странами СНГ, прежде всего с Россией.

♦ Проведение сильной социальной политики, которая является приоритетом белорусской модели развития. Только социально ориентированная экономика может пониматься как эффективная. При этом подразумевается приоритетное инвестирование в сферу образования, здравоохранения, науки, культуры, а также оказание адресной помощи экономически уязвимым слоям населения.

Исходя из национальных интересов

В результате огромных усилий нам удалось сначала приостановить деградацию и сползание страны в пропасть, а затем в исторически короткие сроки повернуть ее развитие в созидательное русло. Было остановлено разрушение крупнотоварного уклада, реабилитирован государственный сектор, прекращена ликвидация интегрированных агропромышленных предприятий. И самое главное — была спасена государственная управленческая вертикаль как базис стабильного развития страны.

В результате последовательного формирования и реализации белорусской социально ориентированной экономической модели были решены следующие стратегические задачи:

• восстановление и модернизация крупных предприятий государственного сектора;

• обеспечение продовольственной безопасности страны;

• устойчивое развитие производственного потенциала предприятий посредством системы госзаказов и субсидий;

• наращивание экспортного потенциала, развитие импортозамещающих производств;

• формирование новых высокотехнологичных отраслей и производств.

Государство отказалось от «шоковой» терапии, выбрав путь эволюционного развития исходя из своих национальных интересов. 
Уже в 2000 году был восстановлен утраченный за первые годы реформ уровень промышленного производства 1990 года, а в 2005‑м этот уровень превышен на 52,8 процента.

Сегодня Беларусь — промышленно развитая страна, которая, несмотря на ограниченность собственных топливно-энергетических ресурсов и важнейших видов сырья, смогла существенно нарастить свой производственный потенциал. В мировом рейтинге по индексу конкурентоспособности промышленности Беларусь находится сейчас на 47‑й позиции из 152 стран мира. Входит в число лидеров среди мировых производителей грузовых автомобилей, тракторов, дорожно-строительной и коммунальной техники.
Белорусская социально-экономическая модель развивается преимущественно на базе реального сектора экономики, в основе которой крупные предприятия и производства. И это справедливо. Только крупномасштабный реальный сектор может создавать необходимую устойчивость функционирования государства. 
Поскольку он государствообразующий, фундаментальный, конкурентоспособный и долгосрочный. Крупные предприятия, а тем более их объединения позволяют выдержать любую конкуренцию и оставаться на плаву при различной рыночной конъюнктуре, поскольку они насыщены ресурсами для устойчивого развития.

Именно поэтому в мире сейчас доминируют и формируют политику глобальной мировой торговли крупные и крупнейшие товаропроизводители и их сети, включая национальные и транснациональные компании. Известны мобильность и гибкость малого и среднего бизнеса, однако многие такие предприятия не имеют длительного жизненного цикла. Поэтому их следует рассматривать как дополнение или продолжение крупнотоварных производств — национальных брендов.


Благодаря своей социально-экономической модели наша страна добилась колоссальных успехов на всех направлениях. Сейчас она равная среди равных в мировом сообществе. Нам есть чем гордиться. Беларусь стала развитой и признанной в исторически кратчайшие сроки. Но надо сделать все, чтобы эта динамика стала нормой жизни.

Владимир ГУСАКОВ, председатель президиума НАН Беларуси, доктор экономических наук, академик.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter