Владимир Гракун: «Массовый сев может начаться на две недели раньше обычного»

Новый сезон в АПК только начинает набирать обороты: еще чуть-чуть — и весна даст отмашку, техника массово выедет на поля. На какую стратегию будут опираться растениеводы? Ведь в одну из главных задач отрасли — повышение экономической эффективности и объемов производства — внеплановые коррективы то и дело пытается внести погода. Но всякий раз аграрии ей противостоят технологиями, научными разработками. Яркий пример — итоги прошлого года, когда была достигнута положительная динамика производства продукции растениеводства: 110,2 процента к уровню 2018-го. Урожайность зерновых — 30,4 центнера с гектара (плюс 3,6 центнера). Заготовлено кормов 12 300,9 тысячи тонн, темп роста —106 процентов. 

фото алексея вязмитинова.

О том, какие направления станут драйвером в растениеводстве в 2020-м и какие меры будут приняты в отрасли, чтобы закрепить положительный тренд, корреспондент «СГ» спросила у замминистра сельского хозяйства и продовольствия Владимира ГРАКУНА.

— Владимир Владимирович, нехарактерная для Беларуси зима заставила серьезно прибавить в подготовке к посевной. Если исходить из нынешней ситуации, времени на раскачку уже не осталось?

— Массовый сев может начаться на две недели раньше обычного. Предварительно речь идет о второй декаде марта, когда почва прогреется до пяти градусов тепла и выше. Правда, отдельные организации АПК уже сеют ранние яровые — ячмень и овес. Активнее на Брестчине, Гомельщине и Могилевщине — в основном ради эксперимента, поэтому и площади небольшие, в пределах 20 гектаров. Продолжаются вывозка и внесение органики, идут пахота и закрытие влаги.

Ближайшая приоритетная задача — завершить ремонт сельхозтехники: пока речь идет о 92 процентах. К слову, тот парк машин, которыми оснащены хозяйства, позволяет справиться с весенне-полевыми работами в агротехнические сроки, но при одном условии: готовность к моменту выхода в поле должна быть не ниже 95 процентов.

Относительно минеральных удобрений. Потребность под яровой сев — 1255,5 тысячи тонн, из которых накоплено свыше 595 тысяч, или 142 процента к уровню прошлого года. С учетом выкупа всех запланированных графиками поставок объемов NPK выйдем на цифру в 1160,9 тысячи тонн. Главное, полностью сформирован основной и страховой фонды семян яровых зерновых и зернобобовых культур не ниже третьей репродукции.

— 2020-й объявлен «годом белка». Причина проста: ежегодно тратятся огромные ресурсы на покупку импортного протеина, а ведь эти деньги можно было бы вложить в развитие сельского хозяйства. С чего начнется работа?

— Действительно, в разные годы на импорт протеина расходуется свыше 300 миллионов долларов — деньги огромные. Сейчас, когда особенно остро стоит проблема повышения эффективности производства и отдачи каждого вложенного рубля, важно ответственно подойти к выполнению поставленной задачи. Над этим мы и работаем. Начнем с того, что в этом году под зерновые и зернобобовые отведено 2,5 миллиона гектаров. При их полной сохранности к моменту уборки и плановой урожайности в 32,2 центнера ожидаем получить 8,1 миллиона тонн зерна — на миллион тонн больше, чем в 2019-м. Ожидаемый валовой сбор маслосемян крестоцветных — 0,7 миллиона тонн. В таком случае содержание белка под потребность общественного животноводства составит 92 процента, в том числе в концентрированных кормах — 73 (в 2019-м — 81 и 54 процента соответственно).

Выход на полную обеспеченность в концентрированных кормах — вопрос среднесрочной перспективы. Почему? Валовое производство зерновых и зернобобовых должно быть не ниже 9 миллионов тонн, из которых зернобобовых в чистом виде не менее миллиона тонн, и еще миллион маслосемян рапса, шрот и жмых от переработки которого пойдут на корм скоту. Если говорить в разрезе посевных площадей, из 2,6 миллиона гектаров зернобобовые в чистом виде должны занимать 350 тысяч гектаров, рапс — не менее 550.

— Сколько в этом году аграрии отведут под белковые культуры? Почему на протяжении нескольких лет не покоряется планка в 350 тысяч?

— Пока речь идет о 260 тысячах гектаров. Одномоментно выйти на заданную цифру сложно по нескольким причинам. Во-первых, под 350 тысяч гектаров зернобобовых требуется 73,1 тысячи тонн семян. Фактически мы имеем лишь 48,2 тысячи. Принимаем все необходимые меры по их размножению, чтобы в следующем году выйти на запланированные 350 тысяч гектаров.

Во-вторых, в районах, оценивая итоги работы отрасли, по-прежнему ориентируются на валовые показатели, а не на экономику. Как известно, высокобелковые культуры дают урожайность несколько ниже, чем зерновые, поэтому руководители хозяйств не заинтересованы в расширении их площадей. Хотя их применение в животноводстве позволяет говорить о значительном снижении затрат и повышении экономической эффективности отрасли.

В-третьих, птицефабрики и свинокомплексы, основные импортеры белка, предпочитают гарантированную закупку протеина на открытом рынке, нежели инвестирование средств в развитие собственной сырьевой базы.

— Владимир Владимирович, как будут меняться подходы в растениеводстве в связи с изменением климата? Дело не только в «европейской» зиме, немало хлопот доставляют и засухи, которые, как известно, приходят в самый неподходящий момент.

— Анализ ситуации за последние 10 лет по количеству осадков во время вегетации с середины апреля до середины сентября показал: больше всего в этот период их выпадает на Витебщине и Минщине — по 30 процентов от необходимого количества, на Могилевщине и Гродненщине — по 20, на Брестчине — 15, на Гомельщине — 5—8. Вывод очевиден: если мы говорим об успехах в растениеводстве, отрасль нужно развивать с учетом изменения климата. Это позволит максимально нивелировать влияние неблагоприятных погодных факторов на итоговую урожайность.

В прошлом году вместе с НАН Беларуси и облисполкомами мы разработали комплекс мер по активному освоению новых видов сельхозрастений с учетом эффективного зарубежного опыта. Например, на промышленной основе займемся выращиванием арбузов в открытом грунте. Кроме того, усовершенствовали технологию возделывания засухоустойчивых культур, плодовых, выращивания ореховых садов (грецкого ореха, фундука).

Если говорить о сроках сева, в каждой области должны индивидуально принимать решения с учетом регламентов возделывания сельхозкультур, которыми руководствуются хозяйства. Шаблонность, в том числе в растениеводстве, недопустима. Не стоит забывать, что каждый шаг должен быть продуман до мелочей. Если мы говорим о высоких показателях, необоснованные эксперименты неуместны.


— Пожалуй, одно из сложных направлений — льноводство: много уделяется внимания, однако результаты не те, которые хотелось бы видеть. Что мешает получить если не завидные, то хотя бы хорошие показатели?

— Задача перед льнозаводами на этот год предельно четкая: произвести 55 тысяч тонн льноволокна, треть которого (7,3 тысячи тонн длинного и 10,8 — короткого) поставить в счет госзаказа. Для этого понадобится не менее 180 тысяч тонн льнотресты.

Какие меры приняты? Подобрали 48,7 тысячи гектаров льнопригодных земель. Учитывали основные агрохимические показатели: кислотность, содержание гумуса и подвижных форм фосфора и калия. Во-вторых, серьезно подошли к подготовке семенного материала: отобрано 6,8 тысячи тонн, что на 10 процентов больше потребности. В-третьих, накопление минеральных туков: из необходимых 12,2 тысячи тонн есть 5,6 тысячи. Однако переживать не стоит — объем будет увеличен за счет приобретения сложносмешанных удобрений NPK: для снижения финансовой нагрузки на льносеющие организации на уровне Главы государства удешевлена калийная составляющая в сложносмешанных удобрениях, производимых на Гомельском химическом заводе.

Льноводство требует пристального внимания. Пока выполняют госзаказ лишь два региона: Брестчина и Гродненщина. У остальных проблемы с поставкой как длинного, так и короткого волокна. Главная причина — неблагоприятные погодные условия 2018 года, сложившиеся во время теребления, вылежки льна, что не позволило заготовить достаточный объем качественной тресты. В итоге в отдельных областях снизилась выработка льноволокна с единицы переработанной тресты. Это наводит на определенные мысли. Не исключено, что уже в этом году оценка сырья будет начинаться с поля. Там же будем формировать партии и под них настраивать оборудование. Так мы сможем уйти от ситуации, когда льнотреста транзитом проходит по линии. Это позволит повысить эффективность переработки.

— Сельхозгод только начинается, какие направления станут драйвером 2020-го?

— Главный акцент будет сделан на соблюдении агротехнических сроков и технологии — незыблемой основе получения качественного сырья. Это касается не только выполнения весенне-полевых работ, уборки урожая, но и заготовки кормов. Тем более у аграриев есть серьезный тыл: научные разработки и своевременные рекомендации ученых НАН Беларуси. Так мы повысим эффективность растениеводства и еще сильнее укрепим наше главное направление — обеспечение продовольственной безопасности страны.

— Владимир Владимирович, благодарим вас за интересную беседу!

syritskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter