Сергей Нарышкин и Владимир Андрейченко перед открытием 50-й, юбилейной сессии Парламентского Собрания. Фото: Виталий ГИЛЬ
БЛАГОСОСТОЯНИЕ ЛЮДЕЙ ДОЛЖНО РАСТИ
– Владимир Павлович, какие выводы вы сделали после работы на 50-й сессии?
– В очередной раз увидел, что здесь собрались убежденные сторонники интеграции. Мы рассмотрели результаты совместной деятельности, ход реализации приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства, как выполняются мероприятия, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
За два десятилетия мы смогли пройти путь, на который другие государства тратят гораздо больше времени и сил. Есть зримые результаты и достижения в сферах унификации законодательства, обеспечения равенства прав белорусов и россиян, успехи в решении многих важных вопросов научно-технической и производственной кооперации, обеспечения коллективной безопасности и согласованного продвижения интересов двух стран на международной арене.
Парламентарии всегда активно поддерживали инициативы Президентов Беларуси и России, ставя во главу угла рост благосостояния граждан наших стран.
В непростых условиях мы создаем уникальный интеграционный проект. Союз двух государств остается образцом и для ЕАЭС, и для других объединений. Во многих стратегических сферах мы продвинулись дальше всех. В этом немалая заслуга Парламентского Собрания.
Осенью этого года состав союзного парламента обновится. Уверен, что те парламентарии, которые продолжат свою деятельность в Парламентском Собрании, обеспечат преемственность курса.
НЕ ИЗБЕГАЕМ ОСТРЫХ ВОПРОСОВ
– В ускорении интеграционных процессов депутаты могут сказать веское слово?
– Должны сказать! Ведь депутаты – это непосредственные выразители интересов граждан. Реализация перспективных союзных проектов, кроме чисто экономической отдачи, наглядно демонстрирует преимущества Союзного государства и привлекательность идеи интеграции как таковой. Отсутствие результатов дискредитирует эту идею в глазах людей. Надо занимать в устранении этих проблем более решительную и активную позицию.
Мы не раз убеждались, что для парламентариев нет запретных тем. Надо активнее выносить на наши заседания все острые вопросы и искать пути их решения.
Депутатам следует больше внимания уделять реализации согласованной промышленной политики, созданию равных условий для субъектов хозяйствования, выработке единых тарифов на энергоносители, тем более что у нас здесь не все гладко.
В РЕГИОНАХ – ВСЯ СИЛА
– Но ведь это сфера ответственности исполнительной власти, правительств?
– Законопроекты, вносимые в белорусский Парламент, проходят обязательную экспертизу на предмет их соответствия обязательствам в рамках Союзного государства и ЕАЭС. Уверен, что использование аналогичного подхода в Государственной думе позволит нам проводить более согласованную политику.
Решение такого рода вопросов целиком находится в русле приоритетных направлений развития Союзного государства, принятых Высшим Государственным Советом.
При этом нельзя рассматривать эти задачи в отрыве от нашей деятельности в рамках Евразийского экономического союза, создания зон свободной торговли со странами Юго-Восточной Азии. Особое внимание необходимо уделять развитию стратегического сотрудничества с Китайской Народной Республикой по совместной реализации крупных инфраструктурных проектов. Все это на деле и есть постепенное воплощение идеи интеграции интеграций. Полагаю, что парламентарии могут внести свой вклад в выработку дорожной карты этого проекта.
Надо максимально мобилизовать усилия для достижения целей по укреплению экономических позиций Союзного государства, обеспечению реального суверенитета двух стран, продвижению национальных и союзнических интересов на международной арене.
НУЖНО УБРАТЬ БЮРОКРАТИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ
– Вы отметили, что эффект Союзного государства мог бы быть гораздо весомее. Что мешает?
– Есть целый ряд моментов, когда затраченные усилия оказываются не столь эффективными, как ожидалось. Уже который год подряд мы критикуем механизм принятия союзных программ. Он забюрократизирован настолько, что, когда программа наконец-то принята, ее актуальность вызывает серьезные сомнения.
Успешно конкурировать сегодня может только тот, кто владеет технологиями даже не завтрашнего, а послезавтрашнего дня и создает товары с высокой добавленной стоимостью. На деле мы нередко наблюдаем, когда ведомственные интересы или интересы некоторых субъектов хозяйствования создают искусственные барьеры.
Белорусские и российские специалисты разработали программу в сфере нанотехнологий «Электронмаш-65». Белорусский концерн «Планар» должен производить оборудование. Выгода очевидна – это импортозамещение, стабильность поставок, обеспечение секретности. Программа согласована практически всеми инстанциями. Однако целых два года дело не двигается с мертвой точки из-за позиции одного из министерств. В результате российские предприятия покупают эту продукцию в ЕС и США.
Другой факт. Два года назад Президенты Беларуси, Казахстана и России приняли решение о применении промышленных субсидий в производственной кооперации. Комбайны «Гомсельмаш» – пример такой кооперации: двигатели из Ярославля, радиаторы из Оренбурга, сборка в Брянске. Но если для кормоуборочных комбайнов субсидии согласовали, то для зерно-уборочных «Ростсельмаша» вопрос заблокировали. В итоге все несут потери.
Бюрократические барьеры – одна из причин, по которой из года в год растут объемы неиспользованных бюджетных средств. Но даже своевременное финансирование порой приводит к противоположному результату. Пример того – программы «Дизель», «Союзный телевизор», «Электронная пластиковая карта», «Швейные машины». Потрачены немалые деньги. Но обещанный эффект не достигнут.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Нарышкин, Председатель Парламентского Собрания:
– За двадцать лет сделано немало. Масштабная работа проводится по укреплению обороноспособности, углуб-лению гуманитарного взаимодействия, обеспечению равных прав граждан России и Беларуси.
Именно союзными парламентариями генерированы многие идеи, ставшие знаковыми для дальнейшего союзного строительства.
ДОСЬЕ «СВ»
Владимир Андрейченко родился в 1949 году в д. Марьяново Лиозненского района Витебской области. Окончил Великолукский сельскохозяйственный институт и Минскую высшую партийную школу.
Работал агрономом, в комсомольских и партийных органах, председателем Лиозненского райисполкома Витебской области, первым секретарем Верхнедвинского райкома КПБ, председателем Верхнедвинского районного Совета народных депутатов, председателем комитета Витебского облисполкома, заместителем председателя Витебского облисполкома.
С 1994 по 2008 годы – председатель Витебского областного исполнительного комитета.
Избирался депутатом Верховного Совета БССР, членом Совета Республики Национального собрания Беларуси.
С 2008 года – Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и первый заместителем Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Член Высшего Государственного Совета Союзного государства.
Награжден орденом Отечества II и III степени. Заслуженный работник сельского хозяйства Республики Беларусь.
Татьяна БОРИСОВА