Владеешь технологией «сцеживания» дождя, владеешь миром?

УЧАСТИВШИЕСЯ природные катаклизмы и погодные аномалии породили слухи о том, что некоторые страны уже обладают сверхсекретным климатическим оружием. И именно эти вероломные страны вызывают в других регионах погодные аномалии. Но так ли это на самом деле? Вместе с экспертами мы попытаемся разобраться в этом непростом и неоднозначном вопросе.

Возможно, мифы о климатическом оружии маскируют реальные секретные разработки в иных сферах...

УЧАСТИВШИЕСЯ природные катаклизмы и погодные аномалии породили слухи о том, что некоторые страны уже обладают сверхсекретным климатическим оружием. И именно эти вероломные страны вызывают в других регионах погодные аномалии. Но так ли это на самом деле? Вместе с экспертами мы попытаемся разобраться в этом непростом и неоднозначном вопросе.

Следует заметить, что тут дело даже не в климатическом оружии — почему-то обыватели в большинстве своем уверены, что в любой стране мира существуют две параллельные науки (и при них — соответствующий набор технологий). Одна из них, самая передовая — «военная», которая строго засекречена. А другая — «мирная», она все время отстает от своей грозной «сестры», поэтому-то все достижения, которыми мы ей обязаны, появляются в обычном быту позже, чем их аналоги в военной сфере.

Некоторые, настолько уверовав в этот миф, даже считают, что «военная» наука уже давно открыла неизвестные законы природы, создала совершенно умопомрачительные технологии будущего, однако от «простых людей» все это тщательно скрывается — на всякий случай.

На самом деле, подобное представление, конечно же, чистой воды заблуждение. Обратимся хотя бы к истории: нет ни одного примера, когда бы военные технологии сильно опережали их мирных «тезок». Вообще, правильнее было бы сказать, что для войны и мира используются одни и те же технологии, появившиеся из открытия очередных законов природы. Более того, часто мирное применение идет параллельно с военным — вспомним хотя бы атомные программы всех стран, имеющих ядерное оружие, ведь параллельно с ракетами и бомбами в них появлялись как атомные электростанции, так и лучевая медицина.

Конечно, бывает и так, что технология, разработанная для военных целей, сначала используется по назначению, а потом становится мирной. Например, Интернет долгое время был секретным способом связи между военными ведомствами, и лишь через несколько лет стал «всемирной паутиной», войти в которую может любой обладатель компьютера и модема. Но есть и другие примеры: так, лазер долгое время использовался исключительно в мирных целях, а оружием он стал намного позже. То же самое и с появившимися два года назад установками, генерирующими электромагнитные «лучи боли», — они ничем не отличаются от таковых в микроволновых печах, которыми человечество пользуется уже не один десяток лет.

К чему я об этом? А к тому, что достаточно сложно представить себе государство, владеющее климатическим оружием, но совершенно не использующее эти технологии в мирных целях. Возьмем те же США, представим на минуту, что таковое оружие у них действительно есть, и сотрудники секретных служб могут вызывать в других странах ураганы, дожди, морозы и засухи простым нажатием кнопки. Представили? Хорошо! А теперь срочно включаем логику: почему в таком случае эти же самые специалисты не могут предотвратить ежегодные ураганы, засухи, дожди и все остальное на территории самих США? Ведь от этих стихийных бедствий постоянно страдают не только простые американцы, но и крупные корпорации — одни пожары в Калифорнии каждый год приносят им миллиардные убытки! Да и не только им. Ликвидация последствий тяжким бременем ложится и на государственный бюджет, который и так почти пустой.

Можно рассудить и по-другому. В истории еще не было случая, когда появление нового оружия опережало бы существующую на тот момент научно-техническую базу. Например, ядерное оружие появилось только тогда, когда физики наконец-то выяснили, как устроен атом. Логично предположить, что раз климатическое оружие существует, значит, какая-то (видимо, та самая «засекреченная») часть человечества знает о климате практически все. Но почему в таком случае самым точным прогнозом до сих пор везде является тот, что сделан на следующий день, а всем более долгосрочным доверять можно с большой опаской? Ведь если бы мы знали о климате все, то тогда спокойно можно было бы с точностью в 100 процентов предсказывать погоду на месяц и даже на год (ведь ядерщики-то могут предсказать механизм распада любого нестабильного атома именно с такой точностью)!

Итак, как видите, похоже, в вопросе о реальности существования климатического оружия нам не следует уподобляться доктору Уотсону, которому Шерлок Холмс справедливо указывал на то, что он «сначала наделяет преступника очень богатым воображением, и сразу же отказывает ему в этом свойстве».

Однако были ли какие-то попытки создать технологии, с помощью которых можно направленно воздействовать на климат? Доктор технических наук, профессор Игорь Острецов рассказал о том, что такие попытки были — и некоторые из таких технологий разрабатывались в СССР.

«С моей точки зрения слухи о климатическом оружии являются сильно преувеличенными, — отметил Игорь Николаевич. — Правда, в 70-е годы прошлого века мне доводилось участвовать в одном исследовательском проекте, который мог бы привести к созданию такового. Мы предполагали, что управлять климатом Земли можно при воздействии на магнитосферу нашей планеты. Кстати, таких проектов было много, но наш являлся самым эффективным — мы собирались инжектировать весьма мощные потоки плазмы в магнитосферу. Эти потоки стали бы сталкиваться с удерживающимися в поясах Ван Аллена частицами, уловленными в космосе, и они, образно выражаясь, посыпались бы вниз из-за изменения направления вектора их скорости (с продольного на поперечный).

По нашему предположению, после высыпания таких частиц в районе полюсов нашей планеты должно было начаться сильное воздействие на тамошние воздушные массы, а это, в свою очередь, провоцировало бы климатические изменения. Однако могу совершенно точно сказать, что этот проект остался лишь на бумаге — мы не приступили даже к первой стадии экспериментов. И, наверное, оно и к лучшему. Поэтому сейчас единственное «климатическое оружие» — это выхлопы заводов, идущие прямо в атмосферу. То есть все нежелательные побочные продукты цивилизации. И я видел, как это выглядит, когда летал в Китай, промышленность которого до сих пор работает в основном на угле, — это ряды высоких труб, извергающих в небеса всякую гадость. Другого же климатического оружия в современном мире, к счастью, не существует».

Итак, как мы видим, все совершенно очевидно — никакого климатического оружия, кроме того, о котором упомянул Игорь Николаевич (и которое нельзя считать оружием в прямом смысле этого слова), не существует. Впрочем, не стану отрицать, что технологии воздействия на погоду у людей уже имеются — достаточно вспомнить методику принудительной концентрации водяного пара в облаках, известную в народе как технология «разгона облаков». И иногда ее применение случайно может создать эффект, похожий на использование климатического оружия, правда, не целенаправленный, а случайный.

О таком эпизоде поведал старший преподаватель кафедры метеорологии и климатологии географического факультета МГУ, ученый-метеоролог Павел Константинов: «Был один случай в середине 90-х годов прошлого века — тогда наши специалисты заключили контракт с одной из стран Ближнего Востока и в рамках этого контракта представили им технологию «сцеживания» дождя. Это то же самое, что пресловутый «разгон облаков» — в дождевых тучах рассеивается вещество, кристаллы которого служат ядрами конденсации водяного пара, то есть вызывают дождь именно там, где он должен пролиться.

И вот эта страна стала успешно осаждать осадки над своей территорией, а ее соседям, урожаи которых зависели от тех же самых воздушных масс, уже не доставалось ни капли. В итоге у тех начались неурожаи, и все это вылилось в настоящий международный скандал с кучей исков, которые предъявляли в том числе и нам. С тех пор мы стали более осторожными в вопросах распространения подобных технологий на внешнем рынке».

Можно предположить, что случаев, подобных тому, о котором рассказал Павел Константинов, было немало, однако они говорят ни о применении какого-то специального климатического оружия, а о неосторожном использовании вполне мирной технологии управления погодой. Возможно, именно эти ситуации и породили мифы о том, что климатическое оружие существует. Впрочем, это сложный вопрос — в распространении слухов о таком оружии заинтересованы очень многие. Это выгодно и сотрудникам метеорологических ведомств, и спасательных служб, которые «проворонили» очередную погодную катастрофу, и чиновникам, не успевшим к ней подготовиться и организовать эвакуацию, и, наконец, военным — часто мифы о несуществующем оружии являются хорошей маскировкой для реальных секретных разработок в совсем другой сфере.

Ну и, конечно же, не стоит забывать о том, что такие мифы будут существовать до тех пор, пока люди будут в них верить. Смертельный удар по этим заблуждениям могут нанести лишь новые исследования атмосферы и климата, которые прояснят не только многие загадки погоды, но и откроют людям секреты функционирования всепланетного погодного «механизма». И вот тогда уже миф о климатическом оружии умрет навсегда — хотя бы потому, что появится реальная возможность создать таковое…

По материалам интернет-источников подготовил Виктор ИВАНОВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter