«Вкусный» кружок!..

Зоркое око педагога не пропустит юное дарование, даже если таковым чадо не считают собственные родители

Именно кружок или секция в наибольшей степени помогает раскрыться неординарным способностям школьников. Но мне казалось, что при всем многообразии занятий, которые предлагают сегодня центры внешкольной работы, детей уже сложно чем-то удивить и по-настоящему заинтересовать. После знакомства с руководителем кружка по изготовлению изделий из соленого теста «Фантазия» Центра внешкольной работы Фрунзенского района Минска Александром Баковцом пришлось признать собственное заблуждение. Зоркое око педагога не пропустит юное дарование, даже если таковым чадо не считают собственные родители...

— Часто слышу от мам и пап, которые впервые приводят ко мне на занятия малыша, фразу: «Он ничего не умеет делать!» С такой установкой и у профессионала все пойдет кувырком. А ребенок берет в руки тесто и начинает лепить... В конце урока удивляется, как в готовой поделке ему, «неумеке», удалось воплотить задуманный образ, — рассказывает Александр Баковец.

Почему тесто соленое? Чем так привлекает ребят экзотичное пока для нашей страны занятие (хотя кружковский стаж Александра Баковца насчитывает уже 15 лет)? Действительно ли оно влияет на развитие умственных способностей ребенка? И неужели правда, что даже скептично настроенные поначалу родители впоследствии выбор ребенка одобряют, помогая ему творить, и для многих занятие становится почти домашним ремеслом? Об этом — по порядку.

— Мы работаем с экологически чистым материалом. Чтобы замесить тесто, из которого изготавливаем поделки, нужна соль, вода и мука. Раньше добавляли пшеничную, поэтому ребята говорили, что готовые поделки «пахнут булочками». Этот материал требовал раскраски изделия. Теперь решили освоить новую технологию. Муку используем ржаную. Зверюшка из такого теста, когда подсохнет, «зарумянится» естественным путем, — раскрывает тайны руководитель кружка.

Теперь кружковцы, а их у Александра Григорьевича 80 в возрасте от 4 до 17 лет, свое занятие называют просто «вкусным». Кушать готовые изделия, конечно, нельзя. Для долговечности в тесто и добавляется соль. Многие приходят на занятия кружка с чисто практической целью — своими руками изготовить подарок близким к празднику — забавную фигурку, панно, вазу или даже картину. Правда, затем так втягиваются в процесс, что непродолжительное увлечение перерастает в хобби.

— За время моей работы с детьми многие оставили обычные классы и перешли в школы с художественным направлением обучения. Взрослые тоже постепенно, глядя на старания ребятни, подключаются к ним. Знаю семьи, и таких немало, где папы работают с тестом — его нужно как следует размять, и тут нужны сильные руки. Затем малыши — главные творцы — лепят задуманный персонаж. Мамы раскрашивают поделку, когда она подсохнет. Не остаются в стороне даже бабушки с дедушками — сколько среди них желающих попасть в число кружковцев!.. — рассказывает  педагог.

Как известно, лепить умел еще древний человек, поэтому у каждой культуры свои образы и доминанты в лепке. Свои традиции есть и у белорусов, правда, многие аспекты уже уходят в небытие. Сохранить национальные особенности — задача таких энтузиастов, как Александр Баковец и его воспитанники. Педагог не скрывает, что многому научился у детей. Малыши подсказывают интересные сказочные сюжеты, которые ложатся в основу будущей композиции из теста. Ребята стараются брать за образы героев национального фольклора, типичных лесных обитателей Беларуси.

Проявляют фантазию на занятиях даже четырехлетние малыши. Задаюсь вопросом, какими соображениями руководствуются родители, выбирающие для чада именно этот кружок? Оказывается, существует прямая связь между развитием тактильных ощущений ребенка и улучшением работы обоих полушарий головного мозга. Таким образом, параллельно маленькие кружковцы совершенствуют свое мышление и воображение. Через год-два им, уже первоклашкам, будет легче усваивать школьный материал. Впоследствии проблем не будет и на уроках математики, геометрии — лепка помогает развивать трехмерное восприятие пространства.

«Почерк», стиль мастера угадываются в работах его учеников. Пойти по стопам учителя хотят многие его воспитанники, ведь персонажи, созданные его руками, пользуются большим спросом у посетителей столичной Галереи искусств. Действительно, таланты не должны пропадать. Применять в дальнейшем на практике знания, которые сегодня дети получают «для себя» в кружках, ребятам станет проще. Министерство образования изучает возможности развития в нашей стране дополнительного образования. Это значит, что по завершении обучения в выбранном прикладном, творческом или спортивном направлении, школьник будет получать соответствующий документ об этом.

На снимке: Александр БАКОВЕЦ давно занимается поделками из теста, а в последние годы увлекся еще и дворовыми скульптурными композициями.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter