Вкусный и несчастный

В минувшую пятницу, как мы уже сообщали, в редакцию "СБ" поступил тревожный сигнал.
В минувшую пятницу, как мы уже сообщали, в редакцию "СБ" поступил тревожный сигнал.

- На берегу Лукомльского озера угорь лежит. Тоннами, - рассказывал по телефону местный рыбак. - Целый мешок вчера набрал. Это все Лукомльская электростанция "нахимичила": потравила рыбу.

Уже через несколько часов сотрудники Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте на служебной "Ниве" мчались на место происшествия вместе с корреспондентами "СБ".

Расследование и опрос местных жителей показали: масштабное бедствие в районе Лукомльского озера вряд ли имело место. Хотя накануне небольшое количество оглушенной рыбы действительно прибило волной к берегу.

Тем не менее отправляемся с проверкой на Лукомльскую ГРЭС. Надо же до конца разобраться в ситуации. Мощная электростанция встретила нас гулом паровых котлов. Кстати, летом ГРЭС дает около 60 процентов необходимого стране электричества. Воду же из озера предприятие берет для охлаждения энергоблоков. И потребляет ее почти 80 кубометров в секунду, около 300 тысяч тонн в час.

На электростанции стоят рыбозащитные сетки, которые преграждают путь из озера в промышленный канал. Но угорь - рыба специфическая. Длинный, скользкий, похож на настоящую змею - в любую щель протиснется. Поэтому и решетки для него - не преграда. Подбирается прямо к насосным станциям. Там его задерживает еще одна ступень защитных сооружений: также металлические сетки, только с более мелкими ячейками. Основная их функция - не допустить попадания в энергоблоки водорослей, тины, мальков, любой другой живности. Для станции такие непрошеные гости животного и растительного мира - настоящая катастрофа: забиваются трубы системы охлаждения. В прошлом году из-за наплыва водорослей в аварийном состоянии оказались три блока.

Приблизительно такие же проблемы доставляет энергетикам и угорь. Рыба прорывается в самое нутро конденсаторов, когда начинают чистить сетки на насосных станциях. Тогда на несколько часов доступ в трубы остается открытым. Естественно, оказаться в системе охлаждения, под давлением - смертельное путешествие для любой рыбы. Вот и плавает потом угорь у берегов животом вверх...

- Мы сами заинтересованы, чтобы угорь не попадал в наши системы, - объясняет главный инженер Лукомльской ГРЭС Александр Базыленко. - Но сделать ничего не можем. В 80-х годах на Лукомльском озере рыбхоз нарушил экологические нормы. В водоеме, в котором имеется промышленный водозабор такого масштаба, угря быть не должно. Тем не менее тогда эту специфику не учли и зарыбили озеро угрем. Особенно активно рыба рвется к станции во время своего миграционного периода - весной и осенью. Обычно в апреле - мае угорь пробуждается от спячки и течением его заносит в промышленный канал. В этом году весна была долгая, поэтому пробудился угорь позже, в июне. А 10 - 11 июня мы как раз чистили сетки на водонасосной станции. Вот и повторилась старая история...

Александр Вишняков, заместитель начальника управления оперативного реагирования Госинспекции, тщательно изучив все обстоятельства, тоже пришел к выводу, что электростанция в гибели угря не виновата. По крайней мере, напрямую: все технологические процессы строго соблюдались. И нынешняя ситуация - результат давнишней экологической ошибки. Страдают от нее и угорь, гибнущий в конденсаторах, и энергетики, которым рыба-змея засоряет охладительные системы. А выход из этой ситуации найти непросто. Природа редко прощает человеку ошибки...

Кстати, командировка сотрудников управления оперативного реагирования в Новолукомль оказалась далеко не бесплодной. Вечером государственные инспекторы задержали четверых нарушителей правил любительского рыболовства. Также обнаружили девять бесхозных сетей. Браконьерские неводы, естественно, конфисковали, а попавшую в них рыбу выпустили обратно в озеро.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter