Вкусный экспорт

Марка «Сделано в Беларуси» — гарантия качества для российских покупателей

Марка «Сделано в Беларуси» — гарантия качества для российских покупателей


БЕЛОРУССКИЕ продукты высоко котируются в России еще со времен СССР.


На днях они в очередной раз подтвердили свой высокий имидж, завоевав ряд наград на международной выставке «Продэкспо–2011», проходившей в Москве. Их достоинства отметила и министр сельского хозяйства России Елена Скрынник, посетившая белорусскую экспозицию. Особенно высоким спросом пользуются у россиян белорусские молочные продукты — твердые сыры и сливочное масло, сметана, творог. Образование Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана способствует расширению поставок этой продукции, поскольку снимаются имевшие прежде место ограничения, отметила, отвечая на вопрос корреспондента «СОЮЗа», начальник управления внешнеторговой политики и иностранных инвестиций Минсельхозпрода Беларуси Тамара Усачева.


— В прошлом году предприятия отрасли направили на экспорт продукции на 2,2 миллиарда долларов, что в 1,4 раза больше, чем год назад, — приводит красноречивые цифры Тамара Сергеевна. — И хотя получатели находятся в 49 странах, львиная доля товара — 90 процентов — идет в Россию. Это и ближе, и экономически наиболее выгодно. Рентабельность некоторых видов белорусской молочной продукции достигла на российском рынке 60 процентов. Причем 70 процентов экспорта приходится именно на молочные изделия, еще 20 — на мясные. Сегодня их можно встретить во всех регионах Российской Федерации.


А ведь лет 20 назад ситуация была, мягко говоря, иной, в том числе в самой Беларуси. Колхозы и совхозы разорялись, зарождающееся фермерство не могло восполнить образовавшийся дефицит некоторых продуктов питания. На прилавках все чаще мелькали импортные этикетки. Ситуацию переломила национальная программа развития села. Были также приняты региональные и отраслевые программы модернизации молочной, мясной сфер, растениеводства, переработки продукции. Государственная поддержка была направлена в первую очередь на техническое переоснащение отрасли на уровне лучших мировых образцов.


Это касается и животноводческих ферм, и мясо–молочных комбинатов. Только в нынешнем январе производство сельхозпродукции в Беларуси возросло на 6,1 процента по сравнению с январем прошлого года. На 6,2 процента увеличилось производство мяса, на 4,4 процента — удои молока. На 12 процентов возрос выпуск продукции пищевой промышленности.


Гродненская область в этом смысле — наиболее типичный регион. Здесь плодородные почвы, благоприятный климат, хватает солнца и влаги, чтобы получать высокие урожаи. Есть и квалифицированные специалисты. Вот почему 550 миллиардов рублей, вложенных за пять лет в реконструкцию предприятий областного объединения мясо–молочной промышленности, принесли высокую отдачу. На экспорт, главным образом в Россию, идет половина твердых сыров, три четверти сухого молока, 70 процентов сливочного масла. Это при том, что и белорусские покупатели полностью обеспечены собственной продукцией.


Так что продать на международном рынке Беларуси есть что. Причем эта продукция соответствует самым строгим стандартам. Что не раз подтверждали инспекции Российского потребнадзора, посетившие с проверками многие белорусские предприятия. Однако чтобы попасть в число поставщиков сети супермаркетов в Москве, Санкт–Петербурге или Нижнем Новгороде, этого сегодня мало. Помимо качественного продукта по приемлемой цене нужно предложить также эффективный сервис. То есть товар должен поступать ритмично, постоянного качества, разнообразного ассортимента, в современной упаковке. Такую систему работы обеспечивают 128 торговых домов и других субъектов товаропроводящей сети, действующих по всей России. В половине из них присутствует доля белорусского капитала. А это, помимо гарантированных поставок высококачественного продовольствия, дает россиянам и новые рабочие места.


Грамотный подход приносит солидные дивиденды. Ведь только в прошлом году сухое молоко подорожало на международном рынке примерно в 2 раза, сливочное масло и казеин — на 70 процентов. Тем самым Беларусь хотя бы частично компенсирует весьма существенные затраты на резко подорожавшие нефть и природный газ. Однако при этом белорусский экспорт не создает сложностей российским аграриям. Все поставки согласованы на уровне министерств сельского хозяйства двух союзных стран. В частности, сообщила Тамара Усачева, достигнута договоренность о том, что в этом году белорусских молочных продуктов в России будет продано больше , чем в минувшем.


И в более отдаленном будущем россияне не останутся без белорусских сыров, молока и творога. Ведь предполагается, что за пять лет экспорт белорусской сельскохозяйственной продукции возрастет до 7 миллиардов долларов. При этом положительное сальдо должно составить 4 миллиарда. На днях этот вопрос обсуждался на заседании Совета Министров Беларуси. Очевидно, руководителям отрасли и перерабатывающих, аграрных предприятий придется многое менять в своих подходах, чтобы достигнуть высоких рубежей. Это объективная необходимость. Ведь молоко и мясо становятся для белорусской экономики стратегическим эквивалентом нефти и природному газу, которые стране приходится импортировать.


МИНСК — МОСКВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter