Минск
+4 oC
USD: 2.57
EUR: 2.78

Вкусна ли березовая каша?

Сын беспрекословно слушается старших, помогает по дому и присматривает за младшей сестренкой.
Сын беспрекословно слушается старших, помогает по дому и присматривает за младшей сестренкой. Кажется, такой пай-мальчик существует лишь в мечтах. Но именно в таком духе воспитывали своих детей белорусские крестьяне в XIX веке.

Как рассказала мне Любовь Ракова, старший научный сотрудник отдела этнологии Института искусствоведения, этнографии и фольклора Национальной академии наук, народная педагогика как система принципов и приемов воспитания складывалась веками, а наибольшего расцвета достигла в позапрошлом столетии. Чему же наши предки учили детей?

Традиционное воспитание было гораздо строже современного. Неписаные педагогические правила, передающиеся из поколения в поколение, отразились в пословицах и поговорках. "Да пяцi гадо› пястуй дзiця як яечка, з сямi гадо› пасi як авечку, тады выйдзе на чалавечка", - говорили в народе. С самых ранних лет в малышей закладывали уважение к старшим, будь то дедушки-бабушки или же односельчане. А особенно почитали родителей. Почти повсеместно в Беларуси их полагалось называть на "вы". Авторитет отца и вовсе был непререкаем. Слово главы семьи считалось законом. Расшалится сорванец - отец глянет на него исподлобья, и тот вмиг присмиреет.

По утрам глава дома раздавал домочадцам задания на день. В том числе и детворе. По словам Любови Васильевны, пятилетний малыш уже вполне мог подмести пол, покормить кур, надергать в огороде травы для поросят. Порой такой крохе даже поручали присматривать за младенцем. Причем за няньку оставляли не только девочек, но и мальчиков. Ведь матери приходилось работать в поле. И, как ни странно, дети, за которыми вроде бы еще глаз да глаз нужен, неплохо справлялись с обязанностями. Хотя не обходилось и без оказий. Качает, например, старший брат колыбельку и сам ненароком задремлет. А младенец выпадет. Но что оставалось делать крестьянке, если маленького оставить не с кем? Зачастую она доверяла его соседским ребятам. Как ни странно, за эту помощь обычно вообще никак не благодарили, считая, что такая взаимовыручка - в порядке вещей.

Шести-семилетние дети бегали в лес за грибами-ягодами, пасли свиней, коров. Девочки в этом возрасте чистили картошку, в 8 - 9 лет - пряли, а особо умелые и ткать пробовали. В подростковом возрасте мальчики много времени проводили с отцом, перенимая у него трудовые навыки, а мать учила дочек сугубо женским работам. Такой родительский пример во всех домашних хлопотах отразился в пословице: "Якая дошка - такая стружка; якая мацi - такая дачушка". Когда сельские ребятишки вырастали и обзаводились семьями, в хозяйстве не оставалось ни одного дела, которое они бы не освоили.

Неужели среди трудолюбивой деревенской детворы не было непослушных или лентяев? Были, конечно. И без наказания не обходилось, но оно никогда не было жестоким. На малышей до трех лет предпочитали воздействовать только лаской. Ребенка постарше по мелочам также не карали. Подрался с соседским мальчишкой? Не беда, помирятся, а взрослым незачем вмешиваться. Могли наказать только за сильную провинность. Например, не уследил отпрыск за коровой, та вошла в огород и изрядно потоптала его. Воспитательным "лекарством" служил ремень или "березовая каша" - легкий шлепок тонким гибким прутиком был не болезненным, но весьма ощутимым. В угол ставили, иногда - коленками на гречку.

- Крестьянских детей старались воспитывать честными, - рассказывает Любовь Васильевна. - Мой дедушка говорил: "Даже палку, даже щепку чужую в дом не приноси".

Был и свой этикет. Например, придя в чужой дом и застав семью за обеденным столом, ни в коем случае не полагалось просить еду. Угощает хозяйка - надо отказаться. Даже если голоден. Даже если она настаивает. Поддаваться на уговоры считалось неприличным. А делиться лакомством "по-братски" не означало поровну: следовало большую часть брату отдать.

В старину существовал воспитательный принцип: люби дитя в душе, а виду не показывай. Принято было лелеять только младенцев. Любови Васильевне, да и мне тоже, эта позиция не очень-то нравится: похвала важна и детям, и взрослым. Хотя в целом народная педагогика лично мне по душе.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...