Премьера «Альпийская баллада» в РТБД обращается к молодому поколению зрителей

Вкус хлеба

Республиканский театр белорусской драматургии недавно представил премьеру романтической драмы «Альпійская балада» по одноименной военной повести классика белорусской литературы Василя Быкова. Спектакль поставила опытная, много лет работающая, как безупречные часы «Луч», режиссер Светлана Науменко. Светлана ставит в разных театрах. В Новом драматическом, а также на сцене театра имени Я. Коласа в Витебске воплотила пьесу Алексея Дударева «Пес Белого острова». Здесь же подарила маленьким витебским зрителям и их родителям сказку «Золушка». Репертуар Белорусского государственного молодежного театра Науменко обогатила комедией «Богатые невесты» по пьесе классика русской драматургии Александра Николаевича Островского. Муж режиссера, художник Юрий Соломонов, один из сильнейших белорусских сценографов, часто работает со Светланой над спектаклями. Их тандем — залог качества и сильных театральных впечатлений. Придумал Соломонов сценографию и для премьеры в РТБД.


Что сказать о новом спектакле? Если коротко — проняло! Премьера «Альпійская балада» существует автономно и от большого литературного мифа в лице писателя Быкова, и от великолепной экранизации Бориса Степанова, которая потрясла нас когда-то своим эпическим масштабом и блестящим дуэтом в лице белорусской Джульетты Мазины — Любови Румянцевой и красавца неврастеника Станислава Любшина. Любовь Григорьевна, к сожалению, ушла от нас в 2020‑м, а Любшин по-прежнему в строю, играет на сцене МХТ. В недавней премьере «Чайки» в постановке Оскара Коршуноваса воплотил брата Аркадиной, миролюбивого Сорина.

Каким событием для всего мира в свое время стал фильм Степанова, можно судить хотя бы по этой цитате Любови Григорьевны из интервью: «С «Альпийской балладой» я побывала во многих странах мира. В Сомали, бывшей итальянской колонии, после фильма ко мне подбежали итальянцы и стали разговаривать на своем языке. Я ответила, что не говорю по-итальянски, чем вызвала их недоумение. Они ведь даже определили, что в фильме я разговариваю именно на неаполитанском диалекте». Кроме киноленты, был балет народного артиста СССР Евгения Глебова, опера композитора Виталия Губаренко и одноименный оперный телефильм, поставленный в 1987 году на Белорусском телевидении режиссером Геннадием Николаевым с солистами Большого театра БССР Натальей Рудневой и Владимиром Экнадиосовым. В отличие от одноактного балета Глебова опера Губаренко никогда не шла в репертуаре нашего Большого, а была поставлена в существовавшем тогда Клубе друзей оперы, заседания которого проходили дважды в месяц в Доме искусств или непосредственно в фойе театра.


Известно, что свою повесть Василь Быков написал на основе реальных событий, опубликованных в одной газете. На момент съемок настоящая Джулия жила в Риме. Попади прототип героини на спектакль Науменко, думаю, творческой группе стыдно за свое детище перед ней тоже не было бы. True story и от актера требует большей дисциплинированности, чувства соразмерности своей игры с общим замыслом.

Главный нерв истории — любовь-вспышка, любовь-озарение. И молодые артисты РТБД Александр Никоненко (Иван) и Юлия Лазовская (кстати, еще студентка Белорусской государственной академии искусств) поймали это редкое и таинственное состояние. Актеры в спектакле Светланы Науменко существуют на таком же предельном эмоциональном накале, как Любшин и Румянцева, но уже по театральным законам, предполагающим большую условность происходящего, а также более широкие эмоциональные мазки, всплески и экзальтацию. От их дуэта почти летят искры. Сценическое действие дополняется видеопроекциями, демонстрирующими трагическую хронику фашистских зверств (видеоматериал Елены Хмелевской).
Светлана Науменко: 

«В «Альпийской балладе» достоверно показаны война, фашизм, зверства в конц­лагерях, трагизм, величие, скорбь, радость, боль и, что особенно важно, любовь. И если герои повести в скотских условиях сохраняют в себе человеческое, да еще и находят силы любить, это значит, что не все потеряно».

Премьера «Альпiйскай балады» в постановке Светланы Науменко, безусловно, добавила новых красок в репертуар театра, работающего пока без художественного руководителя с приглашенными режиссерами (может быть, эта полифония пойдет театру во благо). Трогательная история о милосердии и человеческом достоинстве в нечеловеческих условиях получила новое звучание, а тема войны, одна из постоянных в репертуаре РТБД, — новое поэтическое воплощение. Главная заслуга режиссера спектакля в том, что он обращается через своих героев к молодежи. Она доверилась молодым актерам и не прогадала, рассказав об одной из величайших трагедий кровавого XX века в форме увлекательной лав-стори с танцами и рассыпанными на полу красными маками. Молодой зритель неизбежно идентифицирует себя с героями спектакля, примеряет экстремальную ситуацию и сам себе задает непростые вопросы о человеческом выборе, жизни, смерти, самопожертвовании.

Добрый зритель в девятом ряду.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter