Что сказать о новом спектакле? Если коротко — проняло! Премьера «Альпійская балада» существует автономно и от большого литературного мифа в лице писателя Быкова, и от великолепной экранизации Бориса Степанова, которая потрясла нас когда-то своим эпическим масштабом и блестящим дуэтом в лице белорусской Джульетты Мазины — Любови Румянцевой и красавца неврастеника Станислава Любшина. Любовь Григорьевна, к сожалению, ушла от нас в 2020‑м, а Любшин по-прежнему в строю, играет на сцене МХТ. В недавней премьере «Чайки» в постановке Оскара Коршуноваса воплотил брата Аркадиной, миролюбивого Сорина.
Каким событием для всего мира в свое время стал фильм Степанова, можно судить хотя бы по этой цитате Любови Григорьевны из интервью: «С «Альпийской балладой» я побывала во многих странах мира. В Сомали, бывшей итальянской колонии, после фильма ко мне подбежали итальянцы и стали разговаривать на своем языке. Я ответила, что не говорю по-итальянски, чем вызвала их недоумение. Они ведь даже определили, что в фильме я разговариваю именно на неаполитанском диалекте». Кроме киноленты, был балет народного артиста СССР Евгения Глебова, опера композитора Виталия Губаренко и одноименный оперный телефильм, поставленный в 1987 году на Белорусском телевидении режиссером Геннадием Николаевым с солистами Большого театра БССР Натальей Рудневой и Владимиром Экнадиосовым. В отличие от одноактного балета Глебова опера Губаренко никогда не шла в репертуаре нашего Большого, а была поставлена в существовавшем тогда Клубе друзей оперы, заседания которого проходили дважды в месяц в Доме искусств или непосредственно в фойе театра.
Известно, что свою повесть Василь Быков написал на основе реальных событий, опубликованных в одной газете. На момент съемок настоящая Джулия жила в Риме. Попади прототип героини на спектакль Науменко, думаю, творческой группе стыдно за свое детище перед ней тоже не было бы. True story и от актера требует большей дисциплинированности, чувства соразмерности своей игры с общим замыслом.
Главный нерв истории — любовь-вспышка, любовь-озарение. И молодые артисты РТБД Александр Никоненко (Иван) и Юлия Лазовская (кстати, еще студентка Белорусской государственной академии искусств) поймали это редкое и таинственное состояние. Актеры в спектакле Светланы Науменко существуют на таком же предельном эмоциональном накале, как Любшин и Румянцева, но уже по театральным законам, предполагающим большую условность происходящего, а также более широкие эмоциональные мазки, всплески и экзальтацию. От их дуэта почти летят искры. Сценическое действие дополняется видеопроекциями, демонстрирующими трагическую хронику фашистских зверств (видеоматериал Елены Хмелевской).
Светлана Науменко:
«В «Альпийской балладе» достоверно показаны война, фашизм, зверства в концлагерях, трагизм, величие, скорбь, радость, боль и, что особенно важно, любовь. И если герои повести в скотских условиях сохраняют в себе человеческое, да еще и находят силы любить, это значит, что не все потеряно».
Премьера «Альпiйскай балады» в постановке Светланы Науменко, безусловно, добавила новых красок в репертуар театра, работающего пока без художественного руководителя с приглашенными режиссерами (может быть, эта полифония пойдет театру во благо). Трогательная история о милосердии и человеческом достоинстве в нечеловеческих условиях получила новое звучание, а тема войны, одна из постоянных в репертуаре РТБД, — новое поэтическое воплощение. Главная заслуга режиссера спектакля в том, что он обращается через своих героев к молодежи. Она доверилась молодым актерам и не прогадала, рассказав об одной из величайших трагедий кровавого XX века в форме увлекательной лав-стори с танцами и рассыпанными на полу красными маками. Молодой зритель неизбежно идентифицирует себя с героями спектакля, примеряет экстремальную ситуацию и сам себе задает непростые вопросы о человеческом выборе, жизни, смерти, самопожертвовании.
Добрый зритель в девятом ряду.