Почему город Чечерск прослыл маленьким Парижем и медовой столицей Гомельского края

Вкус хлеба с медом

Чечерску — 860 лет. Солидную дату с размахом отметят по осени. За эти годы история выткала здесь столь затейливое полотно из событий, персон, достопримечательностей, что, оказавшись в этих местах, чувствуешь себя пассажиром машины времени. О местной первобытной стоянке у деревни Бердыж написано во всех учебниках истории — именно отсюда, по версии ученых, человек начал заселять белорусские земли. Императрица Екатерина II приезжала в Чечерск на освящение храма, а поэт Александр Пушкин дважды останавливался здесь, направляясь в ссылку и возвращаясь из нее. И это лишь несколько фактов из удивительного рядом. Почему город прослыл маленьким Парижем и медовой столицей Гомельского края, чьими руками растится местный хлеб и какой он на вкус, с чего здесь начинается театр — в репортаже корреспондентов «СБ».

Сотовая связь времен

Стартуем с лабиринтов истории. Вот откуда, например, у города такое название? По одной из версий, от слова «чечер», которое у радимичей означало «воск». Предки местных жителей плотно занимались пчеловодством. Сейчас район возвращает славу медовой столицы Гомельского края, поддерживая региональный фестиваль «Медовый спас», который вот уже несколько лет проводится в августе. Кстати, май для здешних пчеловодов — особый месяц. Это начало сезона и время сбора первого меда, посвящает в детали один из продолжателей брендового промысла — Александр Плистов, уже больше десяти лет занимающийся пчелами:

— Кстати, небесными заступниками Чечерского района считаются Зосима и Савватий Соловецкие — покровители пчеловодов. Этих святых можно увидеть в нашем музее на старинной иконе кисти местных мастеров — братьев Гераковых из деревни Бабичи. Небесные защитники изображены вместе с бортями возле одного из главных чечерских памятников архитектуры — Спасо-Преображенского храма.



Почему ветеран войны в Афганистане, в недавнем прошлом эксперт-криминалист районной милиции, а теперь пенсионер занялся пчеловодством?

Потому что интересная история приключилась. Ехал зимой через лес, приметил брошенную деревянную колоду:


— Старинная по виду. Внутри полая. Кому и чему служила, я поначалу не понял. А когда привез домой, увидел в ней просверленную дырку, закупоренную сучком. Мне это напомнило улей. Решил почитать о пчелах. Набрал книг. И, знаете, открыл для себя удивительный мир пчеловодства, а вместе с ним и местную историю бортничества. Вроде хлопоты, а все в удовольствие. Да и соседи благодарят за то, что урожайность на огородах пошла расти. Всегда с нетерпением жду март, чтобы открыть улей и посмотреть, как мои пчелы перезимовали. Хотите взглянуть? Сейчас самое время пчелиной работы.

 Оно, конечно, интересно. Но как-то хочется обойтись без порчи лица и прочих частей тела. Александр Леонидович, посмеиваясь в усы, выдает панамы с сетчатым «забралом», натирает руки мятой, сорванной с грядки. 

— А это еще зачем?

— Мята для пчел как валерьянка для людей. Успокаивает. Прихватим с собой дымарь — еще одно усмиряющее средство, и никто вас не тронет.


Пчелы и вправду ведут себя деликатно. Пикируют только в макушку, защищенную панамой. В остальном не отвлекаются, поглощены делом. В хозяйстве Плистова три десятка ульев. На каждом свой номер, как на обычном доме. Хозяин объясняет: для учета и ясности. Всего не упомнишь. А в журнал глянул — полная картина. Снимает с домика крышу, достает рамку с сотами:

— Вот нектар желтоватый, а вот — по краям — янтарем отсвечивает майский мед. В каждом улье он будет свой по вкусу, цвету и густоте. Пчелиные семьи выбирают разные места для сбора нектара. Одни для этого летят в лес, другие в поле, третьи на берега Чечеры и Сожа. Намечают «адреса» ровно так же, как и пчелы во времена радимичей.

Есть у Александра Плистова еще одна страсть — художественная гальванопластика. По особой технологии «выращивает» рельефные картины из атомов меди. В Беларуси никто подобного не делает. Из-под его рук вышли сотни работ, которые сегодня украшают не только музеи, но и частные коллекции. Мечта мастера — воссоздать в меди икону святых — покровителей пчеловодов, небесных хранителей Чечерщины.

Спасо-Преображенский храм — еще один местный памятник архитектуры. Культовое здание построено при Чернышеве в виде круга — ротонды. В храме Чечерска сохранились иконы кисти итальянских мастеров.


Если делать, то хорошо


Пчелиными маршрутами держим путь на одно из полей ОАО «Ботвиново», где подсеивает травы механизатор Юрий Болдырев. Под впечатлением от чечерской пасеки приветствуем вопросом:

— А вам пчелы помогают? Влияют на урожайность?



Болдырев смеется:

— Нам все помогает, что не мешает. Вот дожди прошли. Хорошо. А то над полем сплошь стояла пылевая завеса. Земля совсем сухая, хотя зимой вроде и снега было вдоволь. Мы, конечно, сделаем все как надо: и в срок, и по совести. Но помощь природы тоже будет кстати. Прошлый год был скромный на урожай зерновых.

— Небось, метеопрогнозы смотрите каждый день?

— Да у всех хлеборобов одна любимая передача — «Прогноз погоды».

— А какой ваш лучший результат на жатве?

— В 2014 году намолотил более 2 тысяч тонн зерна. И это был не только мой лучший результат, но и в районе.

На Чечерщине он человек известный. Бессменный лидер главных крестьянских кампаний. Единственный среди механизаторов района, удостоенный медали «За трудовые заслуги». На посевной в «напарниках» у ботвиновского мастера МТЗ-3522 , на уборочной — гомсельмашевский КЗС-1218. Далеко не первый сезон эта техника в работе, однако же удается Болдыреву держать лидерские темпы. Конечно, выспрашиваем о секретах. Юрий в ответ пожимает плечами:

— Да простые тут секреты. Первым выехал из гаража, последним вернулся. Свою технику к сезону готовлю сам. Никому не доверяю. Здесь все важно, каждая мелочь. А если машина послужила несколько лет, то ее надо чувствовать. Так научил меня батька. Он всю жизнь отработал на тракторе, его отец, мой дед, тоже трактористом был, как вернулся с войны, так и до пенсии в поле. Это у нас семейное: если делать — значит делать, а иначе вообще нечего браться за работу.



 За плечами у сельчанина около двадцати лет крестьянских трудов. Каждое здешнее поле знает до кочки и впадины. Для механизатора Болдырева «высокий» сезон начинается в марте и заканчивается под занавес ноября. Прикидываем вслух:

— Значит, отпуск всегда зимой?

— Угадали. Тогда меня видят дома. Но супруга и дети все понимают. Это же земля, это хлеб. Как тут по-другому? Я, наверное, по-другому и не смог бы. Город точно не мое. Вот отсеялись. Все пойдет в рост. Увидишь зеленые поля — и душа тоже на подъеме. Кстати, если хотите узнать, какой наш хлеб на вкус, обязательно зайдите в музей хлеба, он прямо в центре Ботвиново, не проедете.

Театр начинается с Ратуши


Возвращаемся в Чечерск. Центр города — это центр его истории. Именно здесь над округой возвышается пятибашенная Ратуша, памятник архитектуры XVIII века. Сегодня здесь историко-этнографический музей, где хранится биография края. Но не только. Ратуша еще и колыбель клуба по интересам «Графский театр».



 По залам музея нас ведет режиссер театра Ольга Игнатенко, она же методист районного Дома культуры. Однако драматическое искусство это не работа, а увлечение. Пока поднимаемся винтовой лестницей, Ольга Ивановна старается прояснить неизвестные нам переплетения истории:

— Вы наверняка знаете, что к судьбе Чечерска руку приложила императрица Екатерина Великая, подарив его графу Захару Чернышеву, будущему генерал-губернатору Москвы. При нем город буквально расцвел. Чернышев перестроил здесь старый замок, возвел винокурню, стеклозавод, разбил пейзажный парк. Сам Чечерск был реконструирован по специальному плану. Существует версия, что проект создавался по чертежам Растрелли. Прямые дороги, будто лучи, уходили от площади в четыре стороны света. Из-за такой планировки улиц Чечерск нередко называют идеальным городом, а еще — маленьким Парижем.



— И какая связь с театром?

— Прямая. Граф был большой поклонник драматического искусства и создал крепостной театр, актерами которого были обыкновенные крестьяне. Слава о нем дошла до Санкт-Петербурга, куда вскоре и отправилась труппа… Около семи лет назад появилась идея воссоздания в Чечерске графского театра. Сразу задумывалось, что актерами станут люди, далекие от театрального искусства. А репертуар будет в основном соотноситься с временами Чернышева.

 Когда все начиналось, наша собеседница работала бухгалтером. Этой рациональной профессии она отдала практически всю трудовую биографию. Но едва услышала о наборе актеров — вызвалась сама:

— Было очень интересно, и хотелось себя попробовать в том, что всегда меня притягивало. Поначалу с нашим небольшим коллективом работали профессиональные режиссеры. Но несколько лет назад так случилось, что труппа осталась без руководителя. Подумали и сообща решили, что будем продолжать. Временно обязанности режиссера возложили на меня.



Сцена — графский зал в Ратуше, декорации — музейная экспозиция, зрители — не более шестидесяти человек. За время любительской работы три постановки: по пьесе Александра Сумарокова «Рогоносец по воображению», «Недоросль» Фонвизина и «Трибунал» Андрея Макаенка. Сейчас в работе пьеса Владимира Соллогуба «Беда от нежного сердца». Ольга Ивановна присаживается за раритетный     столик, который одновременно служит театральному действу:

— Я тысячу раз прошу прощения у зрителей, если что-то сделала не так. Моя режиссерская работа — всего лишь то, что мне подсказывают ощущения и личные впечатления от произведения. Но главное — не мои малые усилия, а творческий коллектив, у нас сложившийся. Это люди совершенно разных профессий: госслужащие, строитель, бармен, фельдшер скорой помощи… У каждого работа, семья. И поэтому готовим мы постановки не так быстро, как хотелось бы. Но когда все складывается, спектакль «выходит» на сцену и его благодарно принимает зритель — это ни с чем не сравнимая радость. То ощущение, когда абсолютно четко понимаешь: не важно, где ты живешь — в маленьком городе или в столице, важно, как и чем ты живешь.

В деревне Бабичи Чечерского района создан центр ткачества, где туристов знакомят с рушниковым наследием края, а в Залесье — музей яйца, где собрано около 150 экспонатов на пасхальную тематику.

Буханка с шапочкой и Маня — звезда интернета


Оказавшись в агрогородке Ботвиново, сложно не увидеть монументальные деревянные ворота с надписью «Музей хлеба». Потому сразу попадаем по адресу. А едва открываем двери, аромат домашней выпечки буквально валит с ног.

— И как вы работаете в такой обстановке? — спрашиваем директора заведения Ирину Никишову, статную хозяйку в цветастом платке. — Это же постоянный неравный бой с калориями.



— У нас иммунитет к запахам! — отшучивается директор. — Экскурсии практически каждый день. Вот сейчас все расписано до июня. Потом небольшой перерыв на отпуска. И снова за работу.

Как удалось раскрутить с нуля музей в деревне и сделать его востребованным? Ирина Михайловна, вдохновитель и двигатель проекта, загибает пальцы: десять лет назад появилась идея, потом она потихонечку стала наполняться содержанием, дальше помог районный бюджет и поддержал проект ПРООН «Содействие развитию на местном уровне в Беларуси». Официально открылись пять лет назад. И уже сделали себе брендовое имя!

В обустроенных светлых залах, как по нотам, расписаны старинные технологии возделывания земли и традиции крестьянского быта. Можно руками потрогать и попробовать в деле. Вот увесистое сучковатое бревно на веревке, которое сразу и не сдвинешь с места: это приспособление заменяло борону. Или берестяной короб на ремне для зерна, с которым в поле выходил сеятель. Десятки экспонатов — свидетелей прошлого времени — собраны по окрестным деревням: жернова, кадушки, ступы, лопаты, коробы, маслобойки, посуда, одежда… Хозяйка музейного дела так прямо и говорит, что для нее это — дело жизни. Каждая зарубочка личной биографии пригодилась: и работа в молодости на кондитерской фабрике «Спартак», и образование культработника, и деревенские университеты. Теперь занимается тем, что приносит огромную радость. Ирина Михайловна поправляет дровишки в настоящей домашней печи, сложенной руками супруга:

— Мы организовали музей, чтобы привить детям любовь к работе на земле. Сейчас же мало кто знает, откуда и как хлеб берется. Поэтому не только показываем сельский быт, обряды, старинные танцы, но и проводим мастер-классы, в том числе по выпечке хлеба. Гости сами пекут угощение, к нему готовим картошечку в чугунке, блины, оладьи, ароматный чай из трав.



— А рецепт хлеба — секретный, чисто ботвиновский?

— Проверенный нашими бабушками рецепт. Местная пшеничная мука, дрожжи, вода, подсолнечное масло, соль, сахар... И — душа. Даже при одинаковом наборе продуктов у каждой хозяйки получится свой хлеб. Только посмотрите, какие у нас вышли буханки! С наплывом, с нависающей шапочкой. Щедрый получился хлеб, радостный… В давние времена выпечка хлеба сопровождалась целым ритуалом. Кстати, знаете, как раньше хозяйка проверялась на качество выпечки? Надавливала на хлеб носом. И если нос краснел, то говорили: «О-о! Это хорошая хозяйка!»

Но мы не стали ничего надавливать. Ломти сладковатого хлеба с хрустящей корочкой так вкусно запивались мятным чаем, что уже никаких экспериментов нам не хотелось. Только разве что выглянуть во дворик и познакомиться со звездой интернета — козой Марией Ивановной. Та стояла, постукивая копытцами, у своей расписной избы. В шикарной шляпке и фартово подвязанном шейном платке. Хозяйка протянула ладонь с зерном, а когда питомица все быстренько съела, достала ананасовую карамельку:

— Дети приучили к сладкому. Приезжают на экскурсию и первым делом стараются угостить козу… Ну что, Маня? Будешь знакомиться? Она теперь знаменитость. Зимой была экскурсия. Одна из посетительниц сфотографировала нашу козу и отправила снимок на международный конкурс в Израиль. И что вы думаете? Манька попала на финальную выставку. Ее фотографию подхватил интернет. Но звездной болезни у нашей козы не случилось. Правда, Мань? Видите, с каким удовольствием позирует. Гостей она ждет и любит, как и все мы. Одна у нас команда.

draluk@sb.by

Фото Марии АМЕЛИНОЙ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter