Вкус к жизни

Проблема питания — вопрос привычки. В книге преподобного Иоанна Лествичника “Лествица” найдем диалог подвижника с чревом, где коварный живот “дает признательные показания”: “причина моей ненасытности — привычка; основание же моей страсти — долговременный навык” (Лествица 14:36).

Сколько человеку нужно? Авва Дорофей учил своего послушника самому найти то количество пищи, которое ему необходимо, чтобы нормально и свежо себя чувствовать и при этом не терять работоспособность. Оказалось, что послушнику хватает половины того, что он съедал обычно. Нечто подобное я слышал от нашего старого настоятеля, который версию аввы Дорофея перевел на русский язык:

— Батюшка, как это мне похудеть?

— Есть надо на полведра меньше.

“Лествица” нынче не популярна, а между тем именно в этой книге находится самый дешевый и проверенный веками рецепт, как избавиться от живота, ведь это проблема века, если верить интернету. Вот что советует Лествичник: “Обременяющий чрево свое расширяет внутренности; а у того, кто подвизается против чрева, они стягиваются мало-помалу; стянутые же не будут принимать много пищи, и тогда, по нужде самого естества, будем постниками” (Лествица 14:24).

То есть преподобный говорит о постановке навыка правильного питания. Необходимо выяснить, сколько мне надо на самом деле, и всегда придерживаться этого правила. Без колебаний и поблажек.

Это про количество. Вопрос качества не менее важен. Здесь каждому человеку нужно самому присмотреться, как на него действует та или иная пища. Есть такие счастливцы, которым все равно, что есть, и меня нет в их числе. И приходится мне украдкой вытаскивать из салатов красный перец или отказываться от жирной или жареной пищи, потому что живу не первый день и научился избегать революционных ситуаций, когда “верхи не могут, а низы не хотят”.

Итак, сколько мы едим и что — дело серьезное и каждый взрослый человек должен здесь самостоятельно принять мудрое решение, чтобы потом следовать ему, превратить его в привычку, которая не терпит компромиссов.

При этом важно соблюдать время и ритуал питания.

В перечни грехов обычно включают “безвременное ядение” и “тайноядение”. Это о чем?

Вкушение пищи должно быть делом красивым и достойным. Меня всегда удивляют люди, которые заходят в метро с чашкой кофе. В этом есть что-то нездоровое. Пить кофе — это событие. Чашка кофе дарит столько чудесных моментов жизни — несравненный аромат, горячая чашка, греющая руки, словно сибирский котенок, а если у вас найдется небольшая плюшка... Преступно это событие смазывать, превращать в нечто второстепенное, незначительное.

Один из келейников патриарха Алексия (Симанского) рассказывал, что святейший всегда кушал в одно и то же время. Все было подчинено раз и навсегда заведенному ритуалу. Святейший Алексий был из дворян, и навык к правильному принятию пищи усвоил с детства. Не надо спешить. Не надо перекусывать на ходу. Уважайте себя. Уважайте своих близких. Сделать небольшую паузу, чтобы подкрепиться, — это надо делать красиво и в свое время. Правильная трапеза не съест так много времени, как вам кажется, но сесть за стол в свое время, согласно заведенному ритуалу, — это достойно, так вкушают пищу люди.

Тайноядение — это не про сало под одеялом. Люди хорошего воспитания с молоком матери усвоили, что вкушение пищи — событие социальное. Только в исключительных случаях человек остается один на один с пищей. Трапезу надо с кем-то разделить. Единство в трапезе подтверждает единство в семье, в дружбе, в обществе.

“Кто понял жизнь, тот больше не спешит”. Так учил один восточный поэт, знавший толк в правильном застолье. И спешка, и голод, и обман импортного общепита — все в голове и в сердце, все от неустроенности. А ведь это так красиво — когда семья собирается за одним столом, и у каждого свое место и своя ложка, свой любимый стульчик. И есть тот самый час, когда все уже дома, и можно сесть за стол, и помолиться, и благословить, и вкусить, и открыть себя этому удивительному событию — вкушению пищи, общению, а может быть, даже и спеть всей семьей после ужина.

Порядок в жизни возвращает нам вкус к жизни.

И срывается с губ самая необычная и чистая молитва:

Боже! Как же вкусно у Тебя жить!

Архимандрит Савва Мажуко
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter