Вкус к секонд-хэнду

Что   мешает   формированию   цивилизованного   рынка   подержанных   автомобилей

Что   мешает   формированию   цивилизованного   рынка   подержанных   автомобилей 

Специалисты убеждены: пройдет несколько лет, и в Беларуси мало кто   будет покупать автомобиль с пробегом с рук или на авторынке. Равно как и продавать свою подержанную машину по объявлению. Подобные сделки будут совершаться через автосалоны, как в Европе или США. Конечно, небольшие площадки с секонд-хендом никуда не исчезнут полностью, но в целом практика купли-продажи изменится кардинально. Сегодня этому процессу мешает один юридический казус — налоговое законодательство никак не регламентирует, например, сделки «trade-in». Технология продаж, которая рассчитана на покупателей, решивших сменить свой подержанный автомобиль на новый с доплатой, в Беларуси пока не развивается должным образом. При оформлении по всем правилам купли-продажи автомобиля с пробегом автосалон вынужден платить со всей стоимости реализации автомобиля НДС и налог с продаж. Между тем, по мнению многих экспертов, определенные изменения налогового законодательства в этой области объективно могли бы привести к «осветлению» части теневого рынка и развитию в Беларуси цивилизованной торговли подержанными иномарками. Проблемы рынка бывших в употреблении автомобилей редакция «Р» решила обсудить со специалистами. В круглом столе приняли участие начальник отдела организации торговли и услуг Министерства торговли Ольга Скурко, представители Министерства по налогам и сборам — начальник Управления по налогообложению организаций косвенного налогообложения Юрий Коновалов и начальник отдела организации проверок Евгений Бурый, а также представители Автомобильной ассоциации БАА – председатель Сергей Михневич, генеральный директор Людмила Шабанова, член правления Александр Чупрыгин. 

«Р»: Уже более 20 лет прошло с тех пор, как мы перестали ездить только на «жигулях» и «москвичах». Но до сих пор отечественным автолюбителям недоступен спектр услуг, который оказывают автосалоны в европейских странах. Каковы же главные проблемы, которые тормозят развитие в республике цивилизованного рынка автомобилей с пробегом? 

Сергей Михневич: Вообще-то, сама услуга «trade-in» не является новинкой, это нормальная сложившаяся практика во всем мире. В Западной Европе, например, через эту схему салоны реализуют до 80 % новых автомобилей. А потребитель получает не просто широкий выбор подержанных иномарок, который, в общем-то, и сейчас на авторынках достаточно велик, — фактически он может купить в салоне автомобиль старше трех лет с официальной гарантией, прошедший полную предпродажную подготовку. А не кота в мешке. 

Но вот в чем проблема: в Беларуси в отличие от стран Западной Европы автодилерам приходится платить НДС в размере 18 % не с маржи, а со всей стоимости продажи подержанного автомобиля, приобретенного у клиента, который в свою очередь у этого автодилера приобретает новый автомобиль. И, конечно, налоговые затраты продавец перекладывает на покупателя, которому идти в салон становится совершенно невыгодно. Мы в БАА провели приблизительные расчеты, сколько теряет государство сегодня на этом рынке, и пришли к грустным выводам: в среднем за 500 бэушных и новых автомобилей, продаваемых по «trade-in», государство могло бы получить в виде налогов $ 680 тыс., а при нынешнем положении вещей — чуть меньше $ 20 тыс. В страну ввозится до 180 тыс. автомобилей в год, из которых юрлица продают, насколько мне известно, менее 30 %, а все остальное реализуют простые граждане. Налоги они не платят, и государство несет огромные потери. 

Людмила Шабанова: Проблемы у автодилеров появились после того, как изменилось законодательство по ввозу новых автомобилей: вступил в силу Указ № 546 «О некоторых вопросах налогообложения товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь». Тогда импортеры получили возможность не уплачивать НДС при ввозе автомобилей, но в формулировке этого документа, к сожалению, было не совсем четко прописано, как же будет взиматься НДС при последующей продаже этих автомобилей продавцом. В итоге получилось, что указ регулирует только действия импортеров, а перегонщики оказались ничуть не ущемлены в своих правах. Соответственно, автомобили, которые покупались в последующем юридическими лицами, облагались НДС в полном объеме согласно существующему законодательству. Так что вопрос о равной конкуренции с продавцами-физлицами даже не стоит. 

Александр Чупрыгин: Кроме НДС, есть еще и другие проблемы. Например, 15 %-й налог с продаж, который взимается при реализации бэушной импортной техники. Для автомобиля при его немалой стоимости это фактически запрещающая ставка, потому что вкупе с НДС его стоимость увеличивается на треть, а большинство автодилеров работают с маржой в 12—15 %. Так что совсем неудивительно, что автодилеры сегодня декларируют подобные услуги, но на деле их практически не оказывают. Более того, «trade-in» мешает еще одно постановление Совмина, согласно которому зачеты между предприятиями ограничены либо вообще запрещены в зависимости от видов деятельности. Ведь по своей сути эта услуга является одной из разновидностей бартера, а предприятия обязаны вести расчеты в денежной форме. 

Согласно статистике БАА, физические лица по-прежнему представляют львиную долю импортеров бывших в употреблении автомобилей. К тому же около 80 % парка легковых машин по-прежнему сосредоточено в их руках. Два сопоставимых автомобиля, которые продают физлицо и юрлицо, по цене будут разными. Ведь при комиссионной продаже первый платит лишь комиссионный сбор, а юрлицо — и НДС, и налог с продаж. По идее компания вынуждена увеличить стоимость машины на величину налогов, иначе придется работать себе в убыток. Но покупатель вряд ли заплатит такую цену  – ему выгоднее пойти на авторынок. Кроме того, этот аспект не стимулирует юрлиц менять парк автомобилей, заставляет эксплуатировать старый транспорт в ущерб экологии, при этом предприятиям приходится нести дополнительные издержки по обслуживанию служебного транспорта, которые резко увеличиваются после окончания гарантийного срока, а также затраты по амортизации. Это сказывается на финансовых результатах деятельности компаний и в итоге уменьшает налоговые отчисления в бюджет. 

Людмила Шабанова: Фактически торговля бывшими в употреблении машинами ушла в «тень» — комиссионных продаж или оформления по доверенности. НДС при этих операциях не взимается, так как они осуществляются между физическими лицами. В результате бюджет лишается налогов, которые могли бы уплачиваться, если бы сделки проводились через дилеров—юридических лиц. 

«Р»: Для любого субъекта хозяйствования налоги — тема если не проблемная, то почти всегда дискуссионная. Об усовершенствованиях налогового законодательства мечтает любой предприниматель. А как сегодня МНС оценивает ситуацию, сложившуюся в сегменте бывших в употреблении автомобилей? 

Юрий Коновалов: Министерство по налогам и сборам обладает только статистикой по фактам ввоза автотранспорта из-за границы — около 160 тыс. машин за прошлый год. Конечно, на сегодняшний день одной из возможных альтернатив услуги «trade-in» могла бы рассматриваться реализация автомобилей по договорам комиссии. В данном случае налоговая база фактически определяется в виде маржи. Но что касается НДС, здесь опять-таки появляются сложности, связанные с гражданским законодательством, в соответствии с которым не совсем понятно, кто будет возмещать расходы продавца — частного лица. Ведь поставив подержанный автомобиль потенциального владельца на комиссию, дилер заинтересован в его скорейшей продаже: после сделки ожидается покупка новой машины. Следовательно, магазин будет снижать цену, что может сильно не нравиться клиенту. Одновременно дилер не может улучшить свойства товара: поскольку автомобиль принадлежит постороннему человеку, затраты по ремонту не будут возложены на себестоимость работ автоцентра. По правилам комиссионной торговли комиссионер обязан провести проверку и оценку техсостояния транспортного средства, и только. Естественно, физлицо вряд ли будет заинтересовано в том, чтобы с причитающейся ему суммы удерживали расходы на ремонт и проведение предпродажной подготовки автомобиля. 

Полагаю, что необходимо рассмотреть вопрос о создании налоговых условий, способствующих развитию «trade-in». Ведь в перспективе этот механизм должен содействовать «обелению» рынка подержанных авто. В настоящий момент ведется работа по совершенствованию налогового законодательства, и думаю, что соответствующие поправки в Закон «О налоге на добавленную стоимость» по мере развития цивилизованного автомобильного рынка будут внесены. Вероятнее всего, налоговая база будет определяться по такому же принципу, который был определен в Указе № 546, то есть в виде разницы между ценой реализации автомобиля и ценой его приобретения, что должно распространяться на всех последующих продавцов. Впрочем, нельзя исключать и второй вариант исчислений. Основная масса покупателей все-таки заинтересована в предъявлении сумм НДС в полном объеме при осуществлении определенных затрат, например, при участии автомобиля в производственном процессе. Но любой покупатель — субъект хозяйствования заинтересован в уменьшении общей суммы НДС с оборота на сумму входного налога. Поэтому, на мой взгляд, интересен был бы вариант исчисления НДС при купле-продаже автомобилей не от разницы первоначальной и последующей цены, а от полной стоимости авто, но при этом предоставить право автодилерам самостоятельного выделения суммы НДС из цены приобретения в рамках договора купли-продажи физическим лицом. Иначе говоря, если мы приобретаем автомобиль за 12 тыс. долларов, то из этой суммы и должны исчислять НДС по ставке 18 %. 

Александр Чупрыгин: Как только автомобиль пересек границу Беларуси, уплачиваются таможенные пошлины. Но дальше его судьба может быть разной, в зависимости от целей, для которых он ввозился. Если это был импортер, то здесь все понятно – для продажи. Есть входная и выходная цена, и разница будет обложена всеми причитающимися налогами. Если же автомобиль ввезен физлицом или ИП, то тут есть несколько вариантов развития событий. Первый: физлицо регистрирует его на себя и спокойно ездит. Второй: регистрирует его на подставное лицо и через две недели снимает с учета и выставляет на рынке. С этого оборота государство не получает ничего. Сколько в Беларуси таких людей и как они ведут своей бизнес – одному богу известно. Поэтому один из пунктов, который сегодня мы в своей программе декларируем, система «trade-in» будет способствовать не только выравниванию конкурентной среды, но и лучшему госконтролю за этой деятельностью. Мы предлагаем законодательно создать условия, чтобы они были интересны и официальному продавцу,  и потребителю. Ведь покупая в салоне машину по «trade-in», он будет точно знать, что спустя время сможет обратиться к автодилеру по гарантии, высказать претензии. Наш Закон «О защите прав потребителя» жесткий. Рынок же никакой гарантии дать не может – дай бог, чтобы машина не была в угоне… Да, у нас машина будет стоить немного дороже, ведь в стоимость авто войдут налоги. Но окончательное право выбора продавца остается за потребителем... 

Ольга Скурко: Приведу статистические данные о продаже автомобилей в 2006 году. Они очень интересные: тогда было ввезено 157 тыс. автомобилей, а через все каналы реализации – автосалоны, магазины и рынки – продано 123 тыс. Получается, что 34 тыс. импортируемых автомобилей было реализовано физическими лицами на уровне «сосед — соседу». Правда, эта цифра значительно уменьшилась по сравнению с предыдущими годами и в дальнейшем будет снижаться, чему способствует принятый в октябре Указ Президента № 503 «О льготном перемещении через таможенную границу товаров для личного пользования». Перегонщики стали в массовом порядке проходить госрегистрацию, открывать ИП и постепенно выходить из теневого оборота. 

«Р»: Оборот белорусского авторынка, по некоторым оценкам, достигает $ 1,6 млрд. Каковы налоговые поступления в бюджет от купли-продажи автомобилей? 

Юрий Коновалов: Прямой статистики нет. Но если учитывать официальные объемы продаж, которые составили около 5 %, то, пожалуй, это как раз и есть та цифра, от которой и надо осуществлять расчет налоговых поступлений. 

Хочу отметить: авторынок, в принципе, легко контролируем, ведь любая покупка заканчивается регистрацией автомобиля в ГАИ. С этой точки зрения проведение контрольных мероприятий для налоговых органов дело несложное. Что же касается увеличения поступлений налогов в бюджет при переходе на систему «trade-in», то можно предположить, что доля продаваемых автомобилей через автодилеров увеличится, но в то же время существование серого рынка полностью искоренить не удастся. По неофициальным данным, в автобизнесе Беларуси задействовано достаточно большое количество человек — около 10 тыс. В бюджет от их деятельности поступают только таможенные пошлины. Впрочем, оговорюсь, есть еще одна категория продавцов – это ИП, которые уплачивают единый налог. С 1 июля 2007 года в Таможенном кодексе появилась норма, согласно которой ввоз более одного автомобиля в течение года могут осуществлять только ИП. Это также поспособствовало оттоку нелегалов с автомобильного рынка. 

Евгений Бурый: С введением такого механизма, как «trade-in», рынок уж точно ничего не потеряет. Ведь автосалонами сегодня используются вполне легальные способы, чтобы минимизировать НДС. Что касается налоговых органов, то наша основная функция не карать, а контролировать. Нам гораздо проще анализировать деятельность нескольких десятков автосалонов, чем десятков тысяч индивидуальных продавцов. 

Сергей Михневич: Меры по регулированию ввоза автомобилей согласно Указу № 503 уже возымели действие в виде уменьшения потока ввозимых бэушных машин. Первый квартал 2008 года показал отрицательную динамику. Это благо для государства: выравнивается торговый баланс. Мы этот пункт также считаем аргументом в пользу «trade-in». Когда создаются условия обращения автомобилей внутри республики, тем самым ограничивается импорт. В Украине, России, если посмотреть статистику, импорт автомобилей с пробегом – мизерный. Он составляет буквально несколько процентов. В Беларуси ситуация совершенно противоположная. Дело в том, что у наших соседей не существует таких перекосов в законодательстве при продаже подержанных автомобилей. В среднем автолюбитель меняет машину раз в 5—6 лет, так что внутри страны сегодня уже сформировался огромный рынок перепродаж. 

Признаю, «trade-in» важен для нас не столько как стимулятор для рынка подержанных автомобилей, сколько как катализатор для продаж новых. На этом напрямую увязано развитие импортерских дилерских сетей. Вы посмотрите, какая у нас сейчас ситуация сложилась: автоцентры очень активно строятся только в Минске, регионы же отстают катастрофически. Если налоговая база при реализации новых и подержанных автомобилей будет определяться по такому же принципу, который был определен в Указе № 546, и будет распространяться на всех последующих продавцов, то в этом случае наши регионы получат все экономические предпосылки к появлению автодилеров в областных и районных центрах, что, несомненно, созвучно программе правительства по развитию регионов и малых городов. 

«Р»: Ольга Владимировна, показателями социально-экономического развития перед Минторгом поставлена достаточно серьезная задача по увеличению товарооборота. В принципе, не может ли стать рынок автомобилей с пробегом одним из решений этой глобальной задачи? Ведь $ 1,6 млрд. — это хороший «кусок» товарооборота, который по вашему ведомству проходит только частично… 

Ольга Скурко: На самом деле перед Минторгом сегодня стоят две непростые задачи, которые противоположны друг другу. Первая – это увеличение товарооборота, темп роста которого  опережает динамику увеличения производства потребительских товаров, вторая — это сокращение импорта. В итоге мы наблюдаем парадокс. Автомобили у нас в стране пока практически не выпускаются, получается, что их продажи реально увеличивают товарооборот, но в то же время способствуют увеличению импорта. 

В Беларуси, по данным ГАИ, на начало апреля 2007 года было зарегистрировано 2,563 млн. автомобилей. Для десятимиллионной Беларуси это достаточно большая цифра. Поэтому в интересах Минторга создание большого цивилизованного рынка с множеством предлагаемых услуг и разнообразием форм торговли. И мы только поддерживаем услуги, которые предусматривают продажу в рассрочку и кредит, прием автомобилей на комиссию, и новую форму взаимозачета, которую предлагают автомобильные компании. 

«Р»: Как сегодня соблюдаются права потребителя при продаже бывших в употреблении авто? 

Ольга Скурко: До того момента, когда вступил в силу Указ №504 «О некоторых мерах по упорядочению сделок по отчуждению транспортных средств», который ввел запретительные нормы на переоформление автомобилей, проблем было немало. ИП, продавая автомобиль, фактически не числился продавцом, а таковым считалась фирма, которая выписывала счет-справку. В итоге Минторг сталкивался с огромным количеством жалоб. Ведь, по сути, претензии предъявлять было некому. На сегодняшний день этот момент отрегулирован, и предприниматели, которые реализуют автомобили, понимают, что в случае возникновения вопросов именно они и должны будут удовлетворять претензии. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter