Как заинтересовать ребенка чтением? Беседуем с Натальей Жданович, деканом факультета начального образования БГПУ

Вкус к чтению

Заинтересовать ребенка чтением — сегодня проблема во многих семьях. Мало свободного времени, много всевозможных соблазнов вроде онлайн-игр и общения в соцсетях. Как в таких реалиях подружить чадо с книгой? И почему вообще это важно? Накануне Международного дня детской книги — 2 апреля — беседуем об этом с Натальей Жданович, деканом факультета начального образования БГПУ им. М. Танка.


Перелистывая страницы

— Чтение — это не просто увлечение, которое позволяет с интересом проводить досуг, но еще и важная образовательная составляющая. Чем больше ребенок читает, тем больше развивается его зрительная память. Как результат — меньше ошибок при письме. В то же время чтение расширяет словарный запас и кругозор, — Наталья Владимировна сразу расставляет акценты. — Я бы сказала, это то базовое умение, которое позволяет человеку стать успешным. Но важно не просто научить ребенка складывать буквы в слова, а читать и понимать содержание, погружаться в книгу, давать оценку прочитанному. Не случайно современные исследования, которые определяют качество образовательной системы в целом, включают и оценку уровня читательской грамотности.

— Но как увлечь ребенка чтением?

— Во-первых, нужно привлечь внимание к книге. Например, красочными иллюстрациями. Хороший прием также, когда родители начинают читать детям вслух, а затем останавливаются на самом интересном месте. Если ребенку понравится, он будет читать и дальше. Толчком может стать и совместный поход в библиотеку… Чего точно не надо делать, так это заставлять читать — эффект может быть прямо противоположным.

Собеседница подчеркивает: в семьях, где родители много читают, и дети, как правило, увлекаются литературой. Если же взрослые дома предпочитают смотреть сериалы или постоянно сидят в гаджетах, то и у ребенка чаще схожий круг увлечений.

— Знаю примеры, когда вечера семейного чтения устраивают даже с подростками. Это сближает. А в некоторых случаях через обсуждение поведения литературных героев можно выйти и на решение актуальных вопросов воспитания. Художественная литература помогает посмотреть со стороны на мир и себя в нем.

— А есть ли разница, штудирует школьник книгу в бумажном виде или электронном? И как относиться к аудио­книгам?

— Все варианты имеют место быть, если это дозированно и оправданно. Например, во время поездки в автомобиле, без сомнения, выбор в пользу аудио­книги. Не портится зрение. В дальнее путешествие удобно взять с собой электронную книгу — меньше места занимает. Но дома, убеждена, для дошколят и детей младшего школьного возраста однозначно лучше именно печатная книга. Во-первых, это совместная работа автора и иллюстратора. Во-вторых, соблюдение санитарно-гигиенических норм, которые существуют по отношению к детским изданиям: формат, шрифт, качество бумаги.

Эмоциональный отклик

Во многом именно от взрослых зависит, как дети будут относиться к чтению — с интересом, увлечением или делать это просто потому, что так надо. В этом Наталья Жданович не сомневается. Но сделать так, чтобы знакомство с книгой для них не было формальным (прочитал и забыл) — задача не только родителей.

— Нередко, например, на вопрос, читали ли вы то или иное произведение, в ответ только и можно услышать: да, в школе проходили. А что это значит? Проходить можно мимо, не остановившись, не поняв сути… Поверхностное восприятие литературы как раз и приводит к такому результату. В то же время в арсенале опытных педагогов есть самые разные приемы, чтобы этого избежать. Скажем, сначала прочитать с детьми часть рассказа, затем попросить их придумать продолжение. Или сделать иллюстрацию для отрывка. А может, даже разыграть сценку. Чем больше используется видов деятельности, тем больше у учащихся будет эмоциональный отклик на произведение… Конечно, есть книги, которые требуют предварительной подготовки юных читателей, объяснения незнакомых слов, комментариев об эпохе, о которой писал автор… Но даже с учетом всех методических рекомендаций к организации урока, в какой форме его провести, решает учитель.


— Может, литературу, которая не находит отклика у современных детей, проще было бы вовсе убрать из школьной программы? — озвучиваю популярное у некоторых родителей мнение.

— Программа и так постепенно меняется.
Но есть классика на все времена — произведения с глубоким содержанием, которые воспитывают, поднимают нравственные вопросы, учат размышлять о жизни. Их нужно изучать.
И такие уроки также могут быть интересными. В то же время есть и внеклассное чтение, где учитель может расширять перечень книг из списка рекомендуемой литературы, — замечает Наталья Владимировна.

Она рассказывает о проекте, который реализуется на факультете уже пять лет. За пафосным названием «От культуры чтения к культуре личности» скрывается как раз разработка студентами креативных уроков литературы. Проходят они в разных учреждениях образования Минска. В том числе и по произведениям современных белорусских писателей: Владимира Липского, Елены Стельмах, Натальи Бучинской, Владимира Мазго, Геннадия Авласенко, Екатерины Хадасевич-Лисовой, к слову, выпускницы БГПУ…

— Среди наработок проекта есть уроки в форме телепередачи, квеста, конкурса, даже фестиваля и литературно-музыкальной гостиной. Увлечен педагог — увлекаются дети. Часто бывает, что и после звонка они не спешат расходиться. Ребята с интересом продолжают обсуждение, спорят, анализируют, задают вопросы.

Одна из особенностей нашего проекта — участие в мероприятиях и самих авторов. Представляете, сколько у учеников в глазах интереса! Многие и не предполагали прежде, что книги, которые они держат в руках, написали их современники. А некоторые школьники и тетрадочки со своим творчеством достают… Это как раз те моменты, когда появляется настоящий читательский интерес. Дальше его задача только поддерживать. А еще за время проекта мы составили и собственную книгу «Сказки для друзей» на трех языках: белорусском, русском и французском. Иллюстрации делали учащиеся художественной школы и наши студенты. Такое издание также замечательный образовательный ресурс. Когда сказка хорошо понятна на одном языке, проще ориентироваться в грамматических конструкциях, пополнять словарный запас, читая ее и на другом.

В перспективе в БГПУ планируют издать методическое пособие для учителей — в копилке проекта уже более 120 уроков. Но главное, вчерашние студенты — нынешние педагоги начальных классов — уже сейчас используют их на практике.

Декан вспоминает один из уроков проекта в гимназии № 22 Минска. Читали «Маленькую Бабу-Ягу» немецкого писателя Отфрида Пройслера. А потом выступала Мерле Софи Варнеке, которая в то время была атташе по культуре посольства Германии в Беларуси. Она принесла на мероприятие свою семейную реликвию — детскую книжку, которую ей подарила мама, когда девочка пошла в первый класс, а той — ее мама…

— Мне кажется, что сейчас нам очень не хватает таких семейных традиций, — делится Наталья Жданович. — И может быть, Международный день детской книги — отличный повод, чтобы они появились.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter