С какими проблемами сталкиваются самозанятые мастера и их заказчики

Вкривь и вкось

Какое судебное дело мастера боится и легко ли обуздать потребительский экстремизм
После расширения перечня видов деятельности, не требующих от физлиц регистрации в качестве ИП, рынок услуг заметно оживился. И это неудивительно, ведь при таком раскладе не нужно открывать счет в банке, вести учет, подавать отчеты — просто заплати налог и занимайся делом. И многие “рукастые” люди, не имеющие склонностей к делопроизводству, быстро нашли свою нишу: ремонтируют дома и квартиры, делают макияж и прически, собирают мебель, колют дрова, косят траву, продают выпечку собственного производства... Выиграли и клиенты: легализовавшихся мастеров — пруд пруди, из-за возросшей конкуренции между ними снижаются цены. Но, как и в любом новом деле, здесь тоже появляются свои “подводные камни” — заказчики и исполнители нередко сталкиваются с проблемами, которые кажутся неразрешимыми.

Тысяча мелочей


У могилевчанки Тамары Анатольевны есть городская квартира и дача — сельский дом с печным отоплением. Недвижимость, как известно, нужно содержать в порядке, поэтому хозяйка постоянно обращается к помощи мастеров: где-то нужно подклеить обои, где-то укрепить скрипучий пол и так далее. Серьезные фирмы, да и индивидуальные предприниматели от таких работ обычно отказываются — им нужны “объемы”. В сервисах типа “Муж на час” цены кусаются. Прежде Тамару Анатольевну выручал сослуживец, который брал недорого и все делал качественно. Правда, был вечно занят, на ее просьбы что-то исправить откликался неохотно, приходилось долго упрашивать. В общем, женщина решила сменить несговорчивого хаус-мастера.

Сергея нашла по объявлению в интернете. Поначалу помощник понравился — исполнительный, вежливый, с полным набором инструментов, очень обязательный: приезжал минута в минуту, как договаривались. Поскольку у него есть основная работа, у Тамары Анатольевны частник работал по вечерам — то в квартире, то в сельском доме: укрепил дверное полотно, заменил плитку пола в маленькой ванной и садовом сарайчике, обклеил обоями коридорчик, на даче повесил полочки, сделал на окнах деревянные откосы — короче, мелкой работы было много. За каждое выполненное поручение хозяйка рассчитывалась сразу, в общей сложности за полтора месяца набежало 750 рублей. А потом начались проблемы.

Глаза открылись


В какой-то момент Тамара Анатольевна “вдруг обнаружила”, что все работы выполнены некачественно: на обоях складки, плитка положена неровно, дверь плохо закрывается. Масла в огонь подлил родственник, заглянувший в гости вместе с супругой: дескать, кто ж так делает?! Руки такому “мастеру” оторвать мало! Смотри — собирается в кухне клеить обои, а стенка не загрунтована... Потом была целевая поездка на дачу, где, по мнению родни, тоже все было сделано неправильно.

Впечатлительная Тамара Анатольевна жутко расстроилась. И, когда Сергей в очередной раз пришел к ней поработать, потребовала вернуть все уплаченные ранее деньги. До копейки! Никаких аргументов слушать не пожелала. А на вопрос, почему же раньше ее все устраивало и зачем тогда принимала некачественную работу, хозяйка ответила, что в ремонте не разбирается, мол, спасибо, добрые люди глаза открыли.

Мастер поначалу оправдывался, предлагал разные варианты разрешения конфликтной ситуации. Но женщина была непреклонна. В итоге он разозлился и хлопнул дверью — ушел, не вернув требуемые назад деньги.

Клиентка, разумеется, пыталась найти на него управу. Да где? Налоги он платит, закон не нарушает. Позвонила в общество защиты потребителей, там сказали, что без документов и свидетелей отстоять свою правоту практически невозможно. Если бы были договор бытового подряда, расписка мастера о получении денег — другое дело.

В милицию, как объяснили приятельницы, идти бесполезно. Был у ее подруги похожий случай — отправилась к людям в погонах, а те сказали, что это не в их компетенции. Дескать, между заказчицей и исполнителем гражданско-правовые отношения, так что более уместно обратиться в суд. Но туда ведь тоже не пойдешь без документов и без доказательств.
iwkoeln.de

У каждого своя правда


Побывав в квартире Тамары Анатольевны, а затем и на даче в Могилевском районе, честно говоря, я испытала двойственные чувства. Конечно, большинство работ, выполненных Сергеем, никак не тянут на эталон качества. Плитка на полу сарайчика действительно уложена неровно, не очень аккуратно выполнены и откосы. Но, если оценивать объективно, обои в коридоре поклеены сносно, стыков не видно, нигде они не морщатся. Нормально прибиты и полки. Да и вообще, дом и квартира явно без претензий — чисто, аккуратно, однако все ремонтно-строительные работы, которые делались и до Сергея, выполнялись примерно на том же уровне: добротно, но без изысков.

У мастера, которому я дозвонилась с первого раза (он ни от кого не прячется), — своя правда. Да, согласно законодательству, он отвечает за качество работ, так что устранить отдельные недостатки не отказывается — предлагал хозяйке несколько вариантов, но та ни в какую! К тому же, как уверяет мастер, прежде чем взяться за работу, он честно предупреждал заказчицу, что ни одной строительной специальностью на профессиональном уровне не владеет, делает все “как для себя, как дома”, зато недорого. Бывал он и на шабашке в России, не без этого, однако ни плотником, ни отделочником его не брали, трудился исключительно подсобником.

Кроме того, Сергей уверяет, что многие огрехи в его работе возникли только из-за материалов, которые предоставила Тамара Анатольевна: плитка для пола — соседские остатки, обои неизвестно сколько лет пролежали на антресоли, клей тоже не новый — упаковка нарушена, мог потерять свои потребительские свойства. Просил хозяйку купить грунтовку для стен — отказалась, на всем экономит. Что касается деревянной двери кустарного производства, которая сейчас плохо закрывается, — дело обычное. Дом в деревне протапливается нерегулярно, от сырости полотно разбухло, но к лету опять придет в норму.

И еще Сергей утверждает, что во время первой встречи предлагал Тамаре Анатольевне заключить договор бытового подряда, но она отказалась, а теперь говорит, что впервые об этом слышит. Увы, свидетелей нет, кому верить — неизвестно.

В общем, все деньги, полученные за полтора месяца, мастер отказывается возвращать категорически. Говорит, мол, на государственной работе за различные нарушения могут лишить премии, но чтобы требовать назад всю зарплату?! Тут с ним можно не согласиться — по существующему закону, частник работает на свой риск, так что случается всякое.

С другой стороны, в течение продолжительного времени Сергей чуть ли не ежедневно по вечерам трудился у своей клиентки — выполнил множество поручений. Тратил топливо, добираясь до объектов на личном транспорте, а также силы и время, “амортизировал” недешевые инструменты. Причем все делалось в присутствии хозяйки, она сама принимала работу, претензий не имела. И, соответственно, платила.
hangjianet.com

Засланные казачки


Сергей уверен, что столкнулся с обычным потребительским экстремизмом, который все больше входит в моду. К примеру, его соседка — парикмахер с многолетним стажем, как и он сам, не регистрировала ИП. Раньше в течение нескольких лет работала на дому нелегально, имела постоянных клиенток. Теперь, когда появилась возможность узаконить бизнес, вышла из тени, разместила объявление в интернете, чтобы расширить клиентскую базу, — и... начались неприятности. Чуть ли не каждая третья новая посетительница предъявляет ей претензии по поводу качества стрижки или окраски волос, грозит внести в “черный список”, некоторые вообще не рассчитываются за работу. Аналогичные проблемы возникли и у другой знакомой Сергея, специализирующейся на маникюре. А ведь обе они, в отличие от хаус-мастера, который только набирается опыта, — профессионалки с большим стажем.

Некоторых проблемных клиентов самозанятым нового формата могут подсылать и конкуренты, имеющие свидетельства индивидуальных предпринимателей, предполагает Сергей. Ведь у самих ИП большие затраты на аренду, кассовые аппараты, обслуживание банковских счетов — и конкурировать по ценам с физическими лицами им не под силу. Мастер-частник говорит, что большинство предпринимателей относится к таким, как он, враждебно.

Пообщалась я и с другим мастером — Александром из Кричева. Молодой человек рассказал, что, хоть и платит налог, нередко заказчики не воспринимают его всерьез, пробуют нанять за бутылку.

Двусторонний риск


Получается, если услугу оказывает физическое лицо без регистрации в качестве предпринимателя, сильно рискуют и исполнитель, и заказчик? Председатель Могилевской городской организации защиты потребителей Василий Черный подтвердил: риск велик для обоих, если договорные отношения не оформлены документально. Чтобы обезопасить и себя, и клиента, избежать возможных недоразумений, мастер всегда должен требовать подписания между сторонами договора бытового подряда с четким указанием объема работ и порядка расчета. В документе также необходимо прописать, кто будет закупать материалы, за чей счет они будут доставляться. Далее при приемке работ мастеру не помешает заручиться распиской клиента, что претензий к качеству он не имеет. Документ может быть составлен в произвольной форме. А заказчику, в свою очередь, нужно требовать от исполнителя расписку о получении денег.

На практике же, как утверждает Василий Черный, многие, найдя помощника по объявлению, вообще не интересуются ни его фамилией, ни паспортными данными. Знают только номер телефона, да что “зовут Ванькой”. Где же в случае возникновения разногласий искать такого мастера и как, не имея документальных подтверждений, доказать, что он у вас работал?

Есть и другие нюансы отношений между частными лицами. Даже при наличии документов в случае возникновения спора иногда требуется прибегнуть к услугам экспертов. Сегодня по закону экспертизу оплачивает исполнитель, а потом, если оказывается, что клиент не прав, с него можно потребовать возмещения затрат. Но экспертиза недешева, а по некоторым видам работ экспертов вообще нет в Могилеве, приходится везти их из Минска, оплачивать дорогу. Между тем частники, как правило, выполняют небольшие объемы работ, так что “овчинка выделки не стоит”, и стороны, так ничего не доказав друг другу, расходятся недовольными, неудовлетворенными, затаившими обиду — каждый остается при своем мнении.

С другой стороны, если, к примеру, требуется сделать экспертизу по прическам, в роли эксперта может выступить парикмахер 6 разряда. Обычно такие высококвалифицированные специалисты работают в салонах, и не исключено, что воспринимают мастеров-надомников как досадную помеху, переманивающую клиентов. Можно ли в таком случае на сто процентов рассчитывать на объективность?

Впрочем, все описанное выше вовсе не означает, что не стоит открывать свое дело без получения свидетельства предпринимателя. И клиенту, выбирая мастера, не следует игнорировать частников — достаточно выполнять правила безопасности. Все же большинство специалистов дорожат своей репутацией. Да и законодательство постоянно совершенствуется. И вообще, ни для кого не секрет, что в случае возникновения разногласий с крупной фирмой, разрешить спор порой бывает ничуть не проще.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Геннадий Михолап, адвокат, Могилев:

— Когда физические лица взаимодействуют по тем или иным правоотношениям, они должны позаботиться о доказательствах своего взаимодействия любым законным способом: составлением договора, приглашением свидетелей, перепиской в Viber. Почему бы мастеру — отделочнику или парикмахеру — по собственной инициативе не выдавать клиентам квитанции установленной формы о получении денег, хоть делать этого он и не обязан?  Зато в случае возникновения противоречий легче будет доказать, что получил от заказчика не 100 рублей, как тот уверяет,  а всего 20. При наличии доказательств многократно возрастает вероятность отстоять свою правоту: спор в суде будет рассматриваться в рамках существующего закона. Все же и некачественно выполненные услуги, и потребители-экстремисты сегодня встречаются достаточно часто.

Mendeleva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter