Фабула такова. Год назад ОДО «Интерсум» была запрещена реализация российской обуви из текстиля для детей от 2 до 5 лет. Подкладка и стелька оказались из полиэстера. Хотя, по техрегламенту Таможенного союза, синтетики допускается не более 20%. В качестве ремарки заметим: речь о повседневной обуви, в которой малыш может провести весь день. Нельзя, вредно! С начала 2016 года поставщик — минское ОДО «Интерсум» — синтетической обувки для самых маленьких ввез и распространил по стране более 500 пар на 4 с лишним тысячи рублей. Причем совершенно легально, с подлинным действующим сертификатом Таможенного союза, который выдал по результатам испытаний ИЦ «Тест–Безопасность» ОАО «Казанский химический научно–исследовательский институт». Выпускает обувь ООО «ЮТА» в Чебоксарах. В общем, на ОДО «Интерсум» инспектора Госстандарта составили протоколы об административном правонарушении «за выпуск в обращение продукции, несоответствующей требованиям техрегламента». В итоге: штраф 4,2 тысячи рублей плюс 420 рублей лично директору. В надежде на то, что импортер не только вернет партию небезопасной продукции, но и предъявит регрессный иск российскому контрагенту, который передал ему продукцию с недостоверными сопровождающими документами. Как объяснили в Госстандарте, проверки и меры воздействия на импортеров — один из эффективных способов защиты отечественного рынка от контрафакта и фальсификатов. В Беларусь идет поток некачественных, небезопасных, с недостоверной информацией товаров, произведенных в странах Таможенного союза либо поставленных с их территории. Компетентные органы стран ЕАЭС и Евразийская экономическая комиссия информируются Госстандартом о каждом подобном факте. Результатов нет.
Однако ОДО «Интерсум» как добросовестный импортер стало защищать свои права. Постановление районного суда Минска об административном взыскании было обжаловано в суде городском, где штраф уменьшили. И наконец, 21 апреля Председатель Верховного Суда В.Сукало все постановления отменил, постановил дело прекратить в связи с недоказанностью виновности импортера, который «не обязан при наличии действующего сертификата соответствия дополнительно производить химические исследования или сертификацию продукции». Хорошо, справедливость восторжествовала. Но что теперь делать с тем фактом, что на территории Российской Федерации испытательные центры и органы по сертификации зачастую работают как фирмы–однодневки? Регистрируются, чтобы выдать документ на товар без проведения необходимых испытаний и оценок, и в короткий срок закрываются, но пускают тем самым гулять по Таможенному союзу товар сомнительного качества. По закону наш потребитель имеет право на надлежащее качество товаров и услуг, а продавец, изготовитель, поставщик, представитель, исполнитель за нарушение этого права несет ответственность. В 2016 году инспекциями Госстандарта запрещен ввоз в страну 321 наименования опасной продукции. Прекращено действие сертификатов и деклараций Таможенного союза на 239 потребительских товаров.
В этой связи вопрос: «Так кто должен быть гарантом поставки на рынок безопасной импортной продукции?» Эта тема — предмет острых дискуссий по изменению в Договор о ЕАЭС.
Отдел социальных проблем.