Европейский парламент проголосовал за заморозку переговоров о вступлении Турции в ЕС

Виза для Киева и досье для Анкары

Вчера в двух центрах Евросоюза, Страсбурге и Брюсселе, состоялись знаковые события. Европейский парламент проголосовал за заморозку переговоров о вступлении Турции в ЕС. Несмотря на то что решения Европарламента не имеют юридической силы и носят лишь консультативный характер, де–факто заявка Турции на вступление в ЕС подвергнута сомнению. Это первая формальная акция Европейского союза против Турции, тридцать лет спустя после того, как эта страна официально подала заявку на вступление в ЕС.


Это повод задуматься для другого участника европейского переговорного досье, Украины, которая прошла свою часть марафона в расчете на награду. Президент Петр Порошенко не побоялся сделать публичный прогноз, назвав точную дату, когда украинцы получат безвизовый режим с ЕС. Это случится, сказал он, 24 ноября на саммите Евросоюз — Украина. Увы, этого не случилось. Прежде чем проводить визовую либерализацию для Украины, Евросоюз хочет сначала защитить себя от нелегальных мигрантов принятием механизма безопасности. В пресс–релизе, опубликованном на сайте Еврокомиссии, говорится о том, что саммит лишь «станет поводом приветствовать недавние шаги по введению безвизового режима для граждан Украины».

Эти события стали основанием для одних комментаторов печалиться и искать оправдания, а для других злорадствовать и отрицать все, что связано с ЕС. Увы, и те и другие в плену одних и тех же иллюзий, будто весь мир вертится вокруг ЕС. Между тем последние решения Страсбурга и Брюсселя показали, что мир, во всяком случае в ближайших границах, перестал быть евроцентричным. Евросоюз уже не может удерживать на своей жесткой орбите другие государства просто потому, что сам вместе со своими соседями стал объектом более сложных глобальных взаимосвязей.

Подсчитывать на этом фоне, сколько пунктов выполнила Анкара — утверждается, что сейчас закрыта лишь одна из 35 так называемых глав переговорного досье, необходимых для ее вступления в ЕС, — просто смешно. Так же как и несколько по–детски выглядит перечисление антикоррупционных мер, которые принимает Украина по требованию ЕС в обмен на безвизовый въезд в Европу для украинцев. Киев гордо перечисляет, что Украина создала бюро по борьбе с коррупцией, новую патрульную полицию, ввела электронную систему госзакупок и электронные декларации о финансовом состоянии чиновников и политиков...

И пусть Анкара, как утверждают в Страсбурге, ничего не выполнила, а Киев, наоборот, выполнил все, результат один, и он не в алгебре отношений. Здесь 1+1 не всегда означает 2, потому что всегда незримо присутствует и третий, а может быть, и еще несколько других участников процесса...

В случае с Турцией — это исламский мир и все вызовы, которые с ним связаны. Ну, допустим, хлопнет сегодня Страсбург дверью перед носом Анкары. Что будет с миграционным соглашением, по которому Турция согласилась сдержать поток мигрантов и беженцев в европейские страны в обмен на некоторые преференции? Если эта миграционная сделка сорвется, то вырастают и глобальные риски, связанные с группировкой «Исламское государство». Зарубежные бойцы в Сирии и Ираке могут вернуться обратно в Европу через Турцию, и Анкара не станет их сдерживать.

Впрочем, дело даже не в этой мелочности мигрантских ставок. Просто Турция остается для Европы прогнозируемым, договороспособным, сильным партнером на Востоке, не подверженным исламистской заразе. И так же хорошо, как свои собственные исламские ценности, воспринимающей и ценности европейские. Таким партнером надо дорожить и уж точно не разговаривать с ним тоном учителя с учеником.

И турки ясно дали это понять. Не думаю, что они хотят навсегда закрыть европейскую главу, но точно — они хотят наполнить ее своим новым содержанием исходя из национальных интересов.

К сожалению, из амплуа ученика не вышла пока Украина. Ее чиновники ведут встречи в Брюсселе именно в форме отчетов. Вот и сейчас заявленная цель саммита — обсуждение антикоррупционных мер, которые принимает Украина по требованию ЕС в обмен на безвизовый въезд в Европу для украинцев.

Но независимо от того, какую оценку дадут главы учреждений ЕС определенным действиям Киева, здесь надо учитывать и геополитическую оценку.

Евродепутаты объясняют задержки с введением безвизового режима критической ситуацией в сфере безопасности, которая сложилась в странах ЕС из–за наплыва мигрантов.

Согласно решению Совета ЕС, визовая либерализация с Украиной должна произойти только синхронно с введением в действие нового механизма безопасности ЕС. Он, в частности, предусматривает возможность приостановки безвизового режима между Евросоюзом и третьими странами.

Но это лишь видимая часть айсберга. Остается еще огромный пласт нерешенных проблем в Донбассе. И тут украинцам скорее надо возлагать надежды на грядущую встречу глав МИД «нормандской четверки» 29 ноября в Минске, нежели на прошедший саммит в Брюсселе.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 227 (25109). Пятница, 25 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter