44 тонны и 840 лошадиных сил: наш корреспондент сел за рычаги танка Т-72Б

Витязи в железной броне

На месте водителя тесно, зажат в стальном коконе. По сторонам — россыпь лампочек и аналоговых приборов, назначение большинства из них мне доподлинно не известно. Спину разминают вибрации 840-сильного двигателя, резкими перегазовками поддразниваю его. Нет, я не в гиперкаре, берите круче — в танке. Бывал я и на месте наводчика, и командира, даже сплавлялся на танке. Только вот управлять сорокатонной махиной еще не доводилось. В преддверии Дня танкистов заполнил этот пробел — сел за рычаги грозного Т-72Б.

Сперва курсанты изучают общие органы управления, учатся запускать двигатель, отрабатывают начало движения, остановку. Дальше — езда с препятствиями.

Сначала был тренажер

Слишком самонадеянно было бы сразу лезть в настоящий танк. Тем более что в Военной академии есть динамический тренажер, на котором курсанты и отрабатывают навыки вождения танка. Он очень правдоподобно копирует повадки боевой машины на пересеченной местности. Внутри — точная копия реального места механика-водителя. Залезаешь в тренажер, как и в настоящий танк, сверху через люк. Потоптался ногами по сиденью и неграциозно сполз вглубь тренажера. Голову покрывает шлемофон, он защитит при контакте с холодным металлом интерьера. На шее затянул ларингофон, микрофон у гортани. Подогнал под себя сиденье, более-менее устроился.

Военные перестраховались — маршрут мне определили по полевой дороге. 

Впитываю ускоренный курс обу­чения. Сперва курсанты изучают общие органы управления, учатся запускать двигатель, отрабатывают начало движения, остановку. Дальше — езда с препятствиями: горки, крутые повороты, преодоление рва, минного заграждения, гати.


Запускать двигатель — целый обряд. Хоть шпаргалку пиши. Выключатель батарей утопил сильным нажатием — заработала электрика. На контрольном щитке приборов механика-водителя щелкнул тумблером — прокачал топливо. После, не отпуская кнопку маслозакачивающего насоса двигателя, нажимаю кнопку стартера и давлю на газ. В шлемофоне загудел двигатель.

Обычно средняя скорость Т-72Б около 14 километров в час. 

Зафиксировал обороты двигателя, чтобы на холостом ходу он выдавал 800 оборотов в минуту, иначе придется постоянно держать ногу на газу. При использовании стабилизатора вооружения — на холостом выставляют уже 1250 оборотов в минуту. Тогда и компрессор быстрее заполняет воздушные баллоны. Нужны они для запуска двигателя, очистки приборов механика-водителя, приборов наблюдения и прицеливания в башне, для подвешивания тралящего оборудования, эффективного торможения и для системы защиты от оружия массового поражения. Следующий шаг — снял танк с ручного тормоза.


Сцепление, тормоз и газ — как в машине. Хоть что-то родное глазу. Семь передач вперед — одна назад. Секвентальная коробка допускает только последовательное переключение передач. Трогаюсь на второй передаче. Поворачивает танк, замедляя одну из гусениц. Экспрессивно вытягиваю рычаги, плавно в повороты заходить получается не сразу. Если бы тренажер мог говорить, он бы мое дерганое вождение не похвалил.

Сцепление, тормоз и газ в Т-72Б — как в обычной машине.

Потянешь оба рычага на себя одновременно — понизишь передачу на одну ступень. Правда, такой способ — для опытных танкистов. Я переключал передачи рычагом КПП, так привычнее.



Обычно средняя скорость Т-72Б около 14 километров в час. Я же разгонялся что есть мочи, на шестой передаче летел все 30. В тренажере не страшно. Не пересчитать, сколько свалил виртуальных столбов. Это еще ехал при хорошей видимости. Тренажер в силах имитировать побочные условия: запыление, ночную езду, различные температуру воздуха, тип грунта и даже силу ветра. Руководитель занятия на пульте управления тренажера может также внести спонтанные неисправности: увеличить температуру масла или охлаждающей жидкости — тогда нужно остановиться и дать машине поработать на больших оборотах. А когда падает давление масла, нужно срочно глушить двигатель.

Мой рост — 182 сантиметра, физически не смогу над собой закрыть люк, поэтому поеду по-походному — голова снаружи танка. 

Тормозил резко в пол, танк слегка клевал носом. От такого стиля езды меня даже укачало. В тренажере душно — по лбу потекли ручейки пота. Рев двигателя, пусть даже и искусственного, сверлил мои барабанные перепонки. За полчаса виртуальной езды с управлением общо разобрался — не терпится сесть за реальные рычаги.

Как приручить танк

Поворачивает танк, замедляя одну из гусениц.
Полигон Белая Лужа. Теперь все по-взрослому. Стою лицом к лицу с настоящим танком. Освежил перед стартом мои приобретенные на тренажере знания механик-водитель младший сержант Даниил Тофан. Он проходит срочную службу, осталось служить еще полгода. Сам обучился управлению танком в 72-м гвардейском объединенном учебном центре в Печах. За плечами уже была учеба в лицее и водительские категории тракториста, экскаваторщика и бульдозериста. Танк — тот же бульдозер, поэтому освоил его быстро. Даниилу ярко запомнилось, как его обкатывали Т-72:

— Лежишь в окопе, а над головой брюхо танка ползет. Ощущение незабываемое!

Военные перестраховались — маршрут мне определили по полевой дороге. Зато можно ехать куда глаза глядят. Из-за роста 182 сантиметра физически не смогу над собой закрыть люк, поэтому поеду по-походному — голова снаружи танка. Потянул тугую «кочергу» ручного тормоза, долго не мог ее отыскать. Завел двигатель. Подал звуковой сигнал перед началом движения.

Как и на тренажере, потихоньку трогаюсь со второй передачи. По ощущениям, в тренажере просторнее. В танке же все органы управления нахожу только на ощупь. Все они смещены вперед и вглубь — сгибаюсь, чтобы потянуть рычаги, чтобы переключить передачу, подгибаю руку. Эргономика — это не про танк. Да и место механика-водителя не под мои габариты.

На высоких оборотах о смене передачи подсказывает красная лампочка перед глазами механика-водителя. Только вот при свете дня ее не видно, да и голова моя всецело снаружи машины. Переключаюсь строго по ощущениям. Худо-бедно, но еду.  

У Т-72Б семь передач вперед — одна назад. Секвентальная коробка допускает только последовательное переключение передач.

Через сотню-другую метров наскучило в черепашьем темпе ползти, ускоряюсь, переключаю передачи по-гоночному, с перегазовкой. За браваду поплатился — съехал в кювет, да еще и заглох. Не беда, мы же не на какой-нибудь малолитражке. Потянул рычаг до упора и на низкой передаче смачно надавил на газ. Т-72Б вспахал гусеницами чернозем, неповоротливо вынырнул на прежний маршрут.

Полигон Белая Лужа. Теперь все по-взрослому. Стою лицом к лицу с настоящим танком.

В парк возвращался на командирском месте. Все же рядом люди, машины, а мои навыки вождения танка пока годятся лишь для чистого поля. Насладился, как филигранно механик-водитель запарковал боевую машину на стоянку, в нескольких сантиметрах от соседней, буквально борт в борт. Зеркал заднего вида нет, исключительно по жестам боевого товарища. Что сказать — мастер, есть чему поучиться.

 
 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter