Витязи не на распутье

Сказка о богатыре на распутье у трех дорог  известна всем. А что бы делал витязь, если бы оказался, к примеру, на Витебщине? Здесь тысячи больших и малых дорог, главными хозяевами которых являются КУП «Витебскоблдорстрой» и РУП «Витебскавтодор»

Сказка о богатыре на распутье у трех дорог  известна всем. А что бы делал витязь, если бы оказался, к примеру, на Витебщине? Здесь тысячи больших и малых дорог, главными хозяевами которых являются КУП «Витебскоблдорстрой» и РУП «Витебскавтодор». Наверное,  и нескольких лет не хватило бы ему, чтобы на коне проскакать по необъятному белорусскому северу. Среди областных предприятий республиканских дорог РУП «Витебскавтодор» имеет вторую после столичного региона протяженность «артерий жизни». И хотя цифры – категория достаточно скучная, однако без них не обойтись. Всего на балансе названной структуры находится 2772,7 километра трасс, а также 11 691 погонный метр мостов. В настоящее время республиканские дороги обслуживают как собственные дорожные организации, так и подрядные. Общая протяженность магистралей, обслуживаемых РУП «Витебскавтодор», — 2116,772 км, или 76,3 %, КУП «Витебскоблдорстрой» — 185,1 км (6,7 %).

Европейский северный  коридор 

«Я вам не скажу за всю Одессу: вся Одесса очень велика…» Но даже она задохнулась бы, как рыба в аквариуме без свежей воды, не будь у нее транспортного узла. Витебск расположен на древнем пути из России в Прибалтику, также стратегическое значение имеет северный путь для соединения Европы с российским югом. Восточнее Витебска в обход города проходит дорога М-8 граница РФ — Езерище — Витебск — Гомель — граница Украины. Это и есть составная часть общеевропейского коридора Север — Юг Е-95. 

Анализ дорожной сети Витебского транспортного узла показывает, что только часть транзитного транспорта по трассе М-8 и примыкающим к ней с востока дорогам Р-21 и Р-112 не заходит в Витебск. Со всех остальных направлений он  железным валом катится через город. Больше всего достается Московскому проспекту, улицам Черняховского, Кирова, Ленина, Титова и проспекту Строителей. Причина: наличие мостов через реки Западную Двину и Лучесу, протекающие через центр города. 

Транспортные потоки отрицательно влияют на экологическую обстановку. К тому же автомобили вызывают повышенный износ и деформирование дорожного покрытия городских улиц. 

Кроме указанных, значительными по объемам грузоперевозок считаются и другие транзитные потоки. В частности, следующие со стороны Полоцка по дороге Р-20 на Оршу и Смоленск, по дорогам М-8 и Р-21 Витебск — граница РФ (Лиозно) и в обратных направлениях. Поэтому для разгрузки улиц Витебска от транзитного транспорта необходимо осуществить строительство обходной магистрали. 

С целью уменьшения начального объема инвестиций целесообразно отнести к первой очереди строительство участка от дороги Р-20 до дороги М-3 Минск — Витебск ( Дымовщина — Комары) с мостом через р. Западную Двину. Уже имеются и соответствующие расчеты. 

Согласно генеральному плану г. Витебска и пригородной зоны, намечено развитие северо-западного сектора обходной трассы. Схема выглядит так: от дороги Р-20 до дороги Р-115 Витебск — Городок севернее станции Лужесно с последующим выходом на автомобильную дорогу П-114 Лужесно — Руба. Затем севернее г.п. Руба на существующей транспортной развязке с дорогой М-8 замкнется кольцевая дорога вокруг Витебска. В настоящее время по юго-западному обходу г. Витебска уже введен участок  4,2 км магистрали. 

Продолжается строительство моста через р. Западную Двину и участка дороги Комары — Новка с выходом на Р-25 Витебск — Сенно — Толочин. Ввод их намечен на  октябрь 2008 года. Также в нынешнем году запланировано окончание проектных работ на участке Новка — Дыманово. По программе «Дороги Беларуси» юго-западный обход Витебска намечено  закончить в 2012 году. 

Несколько десятков лет не смолкают дебаты о необходимости возведения капитального моста через Западную Двину в районе Верхнедвинска. Даже в летнее время река впечатляет своей шириной и величием. Несколько раз мне приходилось бывать в этом городе в пору весеннего половодья. Впечатление неописуемое. 

А вот для населения Верхне­двинского и соседнего Миорского районов — подлинное стихийное бедствие. Граница двух районов как раз проходит по Западной Двине. Многие миорцы работают в Верхнедвинске. Летом переправляются через реку на пароме или через понтонный мост. Зимой ходят по льду, что под весну весьма опасно для жизни. А для народно-хозяйственного комплекса региона и вовсе нарушение всех планов. Верхнедвинцы поставляют скот на Миорский мясокомбинат, взамен получают готовую мясомолочную продукцию. А поскольку понтонного моста зимой нет, то приходится ехать в объезд через Новополоцк: 150 километров вместо 30 напрямую через Западную Двину. 

Даже до войны в Верхнедвинске был деревянный мост, но о нем остались только воспоминания. Впрочем, не годился бы он для нынешней супертяжелой техники. Год назад в город приехали мостостроители, которые начали возводить современный объект (на снимке) из средств республиканского бюджета стоимостью 39 миллиардов рублей. Он будет сдан в эксплуатацию в октябре нынешнего года. 

По оценке специалистов, мост будет одним из самых больших в Беларуси. И это действительно так: длина почти 300 метров, ширина 11 и более 20 метров высота. 

В настоящее время практически завершено строительство подходов к мосту без устройства верхнего слоя покрытия. Ведется сооружение опор (всего их будет шесть) . На их заливку потребуется более 10 тысяч тонн бетона. Для ускорения работ на берегу Двины возведен мини-завод по производству бетона.  

Правительством было также принято решение о строительстве мостового перехода через Западную Двину. Осуществление проекта позволит связать прямым автобусным сообщением жителей Верхнедвинского, Миорского, Браславского, Россонского и Шарковщинского районов. Неизмеримо возрастут объемы грузовых перевозок. Снизятся транспортные расходы для предприятий, осуществляющих переработку сельскохозяйственного сырья. А уж для дальнейшего развития еврорегиона «Озерный край» невозможно переоценить значимость данного стратегического объекта для расширения сотрудничества с приграничными регионами России и стран Балтии. 

Все  пути  ведут на  «Дожинки» 

В нынешнем году Витебщина станет столицей республиканского праздника хлеборобов «Дожинки-2008» со штаб-квартирой в г. Орше. Как и заведено у настоящих хозяев, к приему гостей регион готовится заблаговременно. Не последняя «скрипка» в этом многозвучном ансамбле — коллектив дорожников. 

В рамках подготовки к празднику РУП «Витебскавтодор» разработало и утвердило комплексный план мероприятий. Планируется отремонтировать и благоустроить все основные и вспомогательные маршруты движения делегаций. Много предстоит сделать по приведению в порядок участков дорог с полосами отвода, а также контролируемых зон трасс. За счет средств республиканского дорожного фонда планируется капитально отремонтировать 16,3 км магистралей, путепровод протяженностью 50,8 погонного метра.  

«Деревенька моя, деревянная, дальняя…» Вряд ли современная деревня имеет такой патриархальный вид. Особенно если речь идет о бурно растущих агрогородках. Наиболее весомый вклад в их обустройство вносят подразделения КУП «Витебскобл-дорстрой». Из общего объема дорожных работ на выполнение Государственной программы развития и возрождения села направлено 59,2 миллиарда рублей. Приведено в порядок 345,6 км дорог в агрогородках и подъездов к ним. Запланированные работы выполнены в 39 агрогородках северного региона страны. 

Без участия дорожников современная деревня и осталась бы, как в песне, «деревянной и дальней». А так независимо от сезона с каждым месяцем улучшается ее благоустройство. Выполненный объем работ составил 31,8 миллиарда рублей. Благоустроено 44 мехдвора, 55 зернокомплексов, 20 животноводческих комплексов, 71 молочно-товарная ферма, 285 улиц населенных пунктов, много других объектов инфраструктуры агрогородков. 

За счет собственных средств КУП «Витебскоблдорстрой» завершило строительство молочно-товарной фермы на 530 голов крупнорогатого скота в филиале «Клевцы» Лиозненского района. Выполненные работы позволяют обеспечить бесперебойное круглогодичное движение транспорта по обслуживаемой сети местных дорог. Одновременно улучшается их техническое состояние. Только в 2007 году принят на баланс 141 км местных дорог. Это в основном транзитные проезды по населенным пунктам. 

Энергия  поиска 

Деятельность дорожных предприятий направлена также и на увеличение экономии материальных и сырьевых ресурсов. Особенно актуальны новые технологии при ремонте автомобильных дорог. В качестве примера можно привести трассу Р-110 Глубокое — Поставы — Лынтупы — граница Литвы. Здесь отрабатывается технология холодной регенерации асфальтобетонного покрытия. Данное новшество позволит не только ликвидировать трещины и ямочность, но и увеличить прочность конструкции без изменения продольного и поперечного профиля. Одновременно экономятся энергия, каменный материал и битум. 

Дороги — эти и наше достояние, и немалые проблемы. Главная из них в городской черте связана с близким расположением трасс от жилых домов. Отсюда высокая степень воздействия неблагоприятных факторов. В первую очередь экологических — шума, пыли и газа, отрицательно влияющих на здоровье людей. Есть ли противоядие против «ядов» цивилизации? 

Дорожники постоянно работают над обеспечением акустического комфорта, оборудованием специальных шумозащитных сооружений. К примеру, на магистрали Р-20 Витебск — Полоцк — граница Латвии в поселке Никитиха используется шумозащитный экран. Бетонные плиты заполнены шумопоглощающим слоем и являются преградой не только для звуковых волн, но и физическим препятствием для загрязняющих компонентов, вредных химических веществ, взвешенных частиц и тяжелых металлов. 

Предметом гордости витебских дорожников являются и другие прогрессивные технологии. Все больше на укладке полотна применяется щебеночно-мастичный асфальтобетон. Основное отличие ЩМА от обычных асфальтобетонов в его жесткой каркасной структуре в слое покрытия. Тем самым достигается более высокая устойчивость к разрушениям под воздействием транспортного потока и климатических условий. Долговечность покрытия повышается в 2—3 раза. Не менее привлекательно при внедрении этой технологии и снижение уровня шума от движения транспорта. К современным и прогрессивным технологиям также относятся применение водосбросных лотков из полиэтиленовых труб, возведение переходов для земноводных, использование геотекстиля в земляном полотне и другие. 

Как видим, витебские дорожники стараются держать руку на пульсе времени. Чтобы земляки и многочисленные туристы и гости чувствовали на магистралях области себя комфортно и безопасно. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter