Большой друг Беларуси артист Николай Бурляев отметил юбилей

Витязь кино

Во всех ипостасях Николай Бурляев демонстрирует крепость духа

Фото  БЕЛТА

Редкий актер сегодня существует на таком высоком градусе общественной жизни, на такой пронзительной и искренней ноте, как народный артист России, большой друг белорусских кинематографистов и зрителей Николай Бурляев.

На этой неделе он отметил свое 75-летие, телеканалы подготовили приуроченные к его юбилею программы и фильмы. В частности, завтра на «Культуре» — легендарная картина Петра Тодоровского «Военно-полевой роман», номинант премии «Оскар», в ней Бурляев исполнил главную роль. Повтор фильма состоится в воскресенье. Также воскресным вечером на «Культуре» — эпохальный «Андрей Рублев» Андрея Тарковского, в котором тоже снимался Бурляев.

Хороший человек — профессия?

Творческий путь Николая Петровича — пример бесконечного служения искусству и российской культуре. Волнительная патриотическая составляющая неотделима сегодня от образа Бурляева как талантливого актера, интересного режиссера, члена Союза писателей России, крепкого семьянина. Патриотизм, православие, нравственность для него не пустые, а близкие сердцу, выстраданные слова. Он из поколения советских максималистов, обладающих совестью, художественным чутьем, зорким нравственным зрением, изысканным вкусом.
Недавно Николай Бурляев вышел на театральные подмостки в одной из ролей в спектакле «12» Никиты Михалкова
Николай Петрович не отсиживается в окопе и уже много лет находится на культурной «передовой». Он не боится быть мишенью для недоброжелателей, всегда предельно четко и конкретно выражает свое мнение по проблемам общественной жизни и кинематографического процесса. С какой теплотой он высказал слова поздравления своему коллеге Владимиру Гостюхину в белорусской прессе!

Один в поле воин

Актер и режиссер Бурляев истово отстаивает в творчестве высокие принципы гуманизма и нравственности, открыто выступает против засилья массовой культуры, американизации кинематографического языка. Всегда призывает своих зрителей не забывать живительное слово Пушкина, Тютчева, Лермонтова, Есенина… Его увлеченность русской культурой, я бы даже сказал влюбленность, поражает. Без этого запала не являлся бы Николай Петрович столько лет председателем международного кинофорума «Золотой Витязь», на котором, кстати, белорусские кинематографисты часто получают призы за свои работы. Здесь не раз были отмечены Галина Адамович, Сергей Катьер, Елена Петкевич, Александра Маркова.

И когда Бурляев говорит о белорусском кино, он видит то, что многие сегодняшние критики не замечают или предпочитают не замечать. Пусть оно несовершенно, пусть в нем есть технические и актерские огрехи. Но как же греют душу его слова: «Основные черты белорусского кинематографа в лучших своих произведениях игрового, документального и анимационного, как и прежде, — стремление к высоким нравственным идеалам и возвышению души человека». Это стремление живо и в самом Николае Петровиче. Все дело в том, что в самом начале слишком высока планка, заданная совместными работами с Андреем Кончаловским и Андреем Тарковским.

«Мальчик, хочешь сниматься в кино?»

В 15 лет московский школьник Коля Бурляев сыграл в дипломной работе Андрея Кончаловского «Мальчик и голубь». Позже по рекомендации Кончаловского он попал в картины «Иваново детство» и «Андрей Рублев» Тарковского, которые, без преувеличения, стали событием для всего мирового кинематографа. Во всех ведущих киношколах мира сегодня изучают своеобразный язык картин Тарковского. И вклад Бурляева в феномен Андрея Арсеньевича бесценен. Так же, как вклад других артистов из команды Тарковского — Солоницына, Гринько, Кайдановского, Тереховой.

После съемок в фильмах «Мальчик и голубь» и «Иваново детство», получивших престижные награды на одном из главных кинофестивалей мира — Венецианском, другого пути, кроме актерского, у Николая, видимо, не было. В 1968 году он окончил актерский факультет театрального училища имени Б. Щукина, а в 1975-м — еще и режиссерский факультет ВГИКа, мастерскую Михаила Ромма и Льва Кулиджанова.

«Иваново детство».

Явной удачей молодого артиста стала роль Бориса Голубева в картине Виталия Мельникова «Мама вышла замуж». Партнерами Бурляева здесь выступили Олег Ефремов и Люсьена Овчинникова.

«Мама вышла замуж».

Позже в фильмографии Николая Петровича появились такие заметные картины советского кинематографа, как «Трын-трава» Сергея Никоненко, «Маленькие трагедии» Михаила Швейцера, «Отпуск в сентябре» и «Чужая жена и муж под кроватью» Виталия Мельникова, «Военно-полевой роман» Петра Тодоровского, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Юрия Ткаченко и многие другие. В экранизации Юрия Кары романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Бурляев исполнил особую для себя роль — Иешуа Га-Ноцри… Об этой роли он всегда говорит с трепетом.

Со второй супругой Натальей Бондарчук их связывают не только талантливые дети и внуки, но и общие картины, режиссерские работы Натальи Сергеевны — «Детство Бэмби», «Юность Бэмби», «Любовь и правда Федора Тютчева» (Бурляев сыграл великого русского поэта), «Гоголь. Ближайший» (здесь актер предстал в образе графа Александра Толстого).

Муза не посещает торгашей

Николай Петрович не скры­вает своего отношения к современным проблемам в кинематографической среде — продюсерам-хапугам, низкому уровню сценариев, подражательству голливудским лекалам: «Рынку и продюсерам не нужны режиссерские личности выше их «плинтуса»… Муза отказывается посещать торгашей».

«Не считаю, что российское кино преодолело кризис, — говорил актер в интервью «Народной газете» несколько лет назад. — Напротив, вижу, что оно находится в глубоком кризисе, избрав неверную, пагубную для искусства ориентацию на доходный промысел. В отличие от чиновников Минкультуры, Фонда кино и горстки прокатчиков, богатеющих на «доходном промысле», я констатирую «движение вниз», сдачу прежних высот советского кинематографа, девальвацию кино как искусства, превращение российского кинопроката в отделение американского, понижающего духовно-нравственный уровень нашего народа».

И все же Николай Бурляев не один на своем творческом поле: рядом с ним его семья, его единомышленники (среди которых есть весомые личности, в частности, такие как Никита Михалков). А значит, бой на этом поле битвы еще не окончен. А поле этой битвы, вспоминая Достоевского, конечно же, — сердце человека.

В ТЕМУ

Сын Николая Бурляева — известный композитор Иван Бурляев («Салют-7», «Т-34», «Притяжение», «Текст», «Холоп») — в свое время написал музыку к спектаклю Национального академического драматического театра имени М. Горького «Подводники» в постановке художественного руководителя коллектива Сергея Ковальчика.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter