Отдых во время работы - часть мировой индустрии

Виток спирали

Поделюсь одним наблюдением в немецком законодательстве, по словам немецких же специалистов, одно из важнейших — право на отдых. Но с его реализацией (как, впрочем, и с теоретически «одинаковыми» правами мигрантов) дело обстоит несколько хуже: если начальник, как говорится, горит на работе, не всякий немец рискнет лишний раз в зоне его видимости устроить себе перерыв.

Фото www.abserv.it

А какой именно должна быть идеальная пауза–пятиминутка, мнения немецких экспертов расходятся диаметрально противоположно: от тех, кто считает, что необходимо немного подремать, через других, ратующих за активные движения, до третьих, советующих за это время написать небольшой текст от руки. И, например, рассказать в нем о своих планах — на день, на месяц, на ближайший отпуск. Непонятно только, нужно ли потом сдавать эти листочки, как обычно, в планово–экономический отдел или сразу отдавать непосредственному начальнику.

Как бы то ни было, но немецкие компании выделяют на «мероприятия по профилактике профессионального стресса» примерно 3 млрд долларов в год, и за три предстоящих года рынок ждет увеличения этой суммы не меньше чем на 10%. При крупных концернах Германии как грибы появляются фитнес–студии, массажные кабинеты, открываются курсы по медитации и внедряются сеансы светотерапии. В некоторых компаниях во время рабочего дня проводятся «пятиминутки коллективного хорового пения»: как уверяют велнесс–эксперты, это «весьма способствует укреплению нервной системы».

Пока до конца неясно, что именно является причиной, но данные, которые приводит немецкая больничная касса DAK, говорят: «Еще никогда до сих пор в стране не было зарегистрировано столько случаев оформления больничного по причине психических болезней, сколько фиксируется сейчас». На их оплату по причинам «эмоционального выгорания» или «офисной бессонницы», как подсчитало Федеральное ведомство по охране труда и производственной медицине, немецкие фирмы уже тратят до 9,5 млрд евро в год.

Как по мне, это очень напоминает историю с так называемой клептоманией. Когда в 60–х годах прошлого века в Калифорнии «влечение к воровству» впервые признали психическим расстройством, количество «клептоманов» вдруг резко увеличилось. В разы. На порядки. Потому что решение о том, была это банальная кража или «проявление болезни», окончательно принимается присяжными, но базируется на показаниях самого задержанного. Сами понимаете, как оживился в то время рынок адвокатов и специализированных психиатрических экспертиз.

Сейчас с легкой руки тех же американцев превратилась в мировую индустрию «профилактика профессионального стресса». Следуя тренду, немецкие компании со скрипом, но тоже вводят должности типа Chief Happiness Officer («менеджер хорошего настроения»), в компетенции которого «находится разработка программ мероприятий, нацеленных на поддержание и улучшение психического и физического здоровья сотрудников». От холодно–чопорного Шлезвиг–Гольштейна до южной самобытной Баварии все популярнее становятся обеденные перерывы в формате дискотеки. «Как это?» — спросите вы. А вот как: это когда «производственная столовая превращается в место, где можно и перекусить, и освежиться прохладительным напитком».

Вот уж воистину: что вы учите, то мы давно забыли. Бодрый голос из советской радиоточки «Начинаем производственную гимнастику! Поставьте ноги на ширину плеч...» все еще снится половине нашего населения. Первые уроки утренней зарядки появились в СССР на радио в 30–е годы прошлого века. А про то, что «выпиливать лобзиком из фанеры игрушечный дачный нужник — это лучший отдых», знал еще незабвенный инженер Птибурдуков из «Золотого теленка».

Понятно, что ни одна белорусская коммерческая FM–радиостанция сейчас не рискнет поставить в ежедневный эфир программы типа «Производственная гимнастика» или «У абедзенны перапынак». А жаль: количество рекламодателей с товарами ЗОЖ (модного нынче «здорового образа жизни») для такой небольшой и современно сделанной программы могло бы просто зашкалить. Не говоря уж о пользе — для рабочих, служащих и общества в целом.

Думаю, что, видимо, у развитого общества потребления вопрос стоит не о формах и способах гимнастики или иного отдыха в производственных перерывах. Вопрос гораздо шире и глубже: как освоить мировой рынок в 45 млрд долларов с перспективой ежегодного 3 — 4–процентного роста. Вот над этим на Западе и думают всерьез — без дискотек, хорового пения, выпиливания лобзиком и других непроизводительных затрат времени.

mukovoz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter