В Беларуси ни один регион не смог достичь прошлогодних показателей по объему сельхозпроизводства

Витебский эксперимент: глаза еще боятся, а руки уже делают

По итогам десяти месяцев ни один из регионов страны не смог достичь прошлогодних показателей по объему сельхозпроизводства
ТОРМОЖЕНИЕ нашего АПК во многом происходит из-за всем известных болезней — нарушения технологий производства сельхозпродукции, кормов, неэффективного использования техники, дефицита грамотных руководителей и специалистов, не дающей должной отдачи их мотивации. Сегодня все настроено на получение результата любой ценой. А эффективно работающих сельхозпредприятий мало для того, чтобы вытянуть экономику АПК республики. Так, по итогам десяти месяцев ни один из регионов страны не смог достичь прошлогодних показателей по объему сельхозпроизводства, количество убыточных хозяйств растет, а долги увеличиваются. Как и чем лечить эти болезни?


В Витебской области, поставив правильный диагноз, пошли на эксперимент. Здесь на базе Оршанского и Полоцкого комбинатов хлебопродуктов, Витебского мясокомбината и Глубокского комбикормового завода решили создать интегрированные структуры, объединяющие в одно юридическое лицо производителей, переработчиков и торговую сеть. Они должны выйти на высокую конкурентоспособность за счет более низкой себестоимости продукции, производя до четверти всей сельхозпродукции региона.

В СРЕДНЕМ на каждом из этих агропредприятий площадь сельхозугодий составит 45 тысяч гектаров, поголовье крупного рогатого скота достигнет 25 тысяч, в том числе коров — 8 тысяч.

Начальник отдела реформирования и госсобственности Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Витебского облисполкома Александр Киреев вводит в курс дела: 

— Работу начали где-то полгода назад. 256 сельхозорганизаций разбили на три группы. В первой — сельхозпредприятия, которые войдут в состав интегрированных формирований. Во второй — хозяйства, которые сегодня работают самостоятельно. В третьей — около полусотни организаций, у которых нет практически никаких перспектив. Зарплата здесь не выплачивается, они заавансированы на несколько лет вперед, полное отсутствие оборотных средств. 

В целом в состав четырех кооперативно-интегрированных образований войдут все областные комплексы по выращиванию КРС, порядка 280 тысяч голов свиней — это почти все свинокомплексы области, все птицефабрики. По сути, все валообразующие предприятия, которые должны будут создавать около 20 процентов сельхозпроизводства области. 

Какой эффект ожидается от создания интегрированных структур? Организацию производства от поля до прилавка. Что это даст? Экономию. Работая на собственном сырье, можно влиять на себестоимость на всех этапах производства. Второй плюс — экономический эффект за счет объемов. Если выручка приближается к 2 триллионам рублей, хозяйство уже может централизованно покупать материалы, высокопроизводительную технику и прочее. Показательный пример такой структуры — Оршанский комбинат хлебопродуктов. Это одно из крупнейших предприятий республики, здесь вырабатывают корма для свиней, крупного рогатого скота, птицы, рыбы, кроликов, поросят разных возрастных групп. В составе комбината свиноводческий комплекс на 20 тысяч голов.

— Оршанский КХП и станет ядром одного из кооперативно-интегрированных формирований, которое подтянет под себя 11 предприятий, — говорит Александр Киреев. — Сначала объединяем переработку, а затем присоединяем сырьевую базу — хозяйства. Планируем, что в его состав войдут птицефабрика, мощный свинокомплекс «Заднепровский», оршанские молочный и сырзавод, мясоконсервный комбинат. В общем, это образование будет иметь 53 тысячи гектаров сельхозугодий, из них 40 тысяч — пашня, до 75 тысяч голов свиней, 29 тысяч КРС, из них около 7 тысяч коров. У каждого из участников цепочки есть свои торговые точки. В результате это будет довольно крупная торговая сеть. В Орше — это серьезный конкурент для того же «Евроопта». В целом ожидаемый объем выручки в ценах 2014 года — 2 триллиона. По факту, естественно, будет больше. 

ДЕЛО хорошее, а главное — давно назревшее. Но, как известно, дьявол кроется в деталях. Любое дело требует тщательной проработки и расчетов. С какими трудностями столкнулись витебские новаторы? 

В первую очередь — долги всех участников производственной цепочки. У многих арестованы счета. Выход — в реструктуризации. По словам Александра Киреева, сейчас идет работа над проектом документа, который представил бы этим четырем формированиям рассрочку погашения задолженности на 5 лет. 

Вторая проблема — кадры. Но сегодня уже практически во всех новых структурах — вновь назначенные руководители. Вопрос: это реально грамотные и подкованные менеджеры, которые готовы сдвинуть убыточную махину?

— Как долго думали над предложением возглавить такое огромное хозяйство и в каком состоянии его приняли? — спрашиваю у нового директора ОАО «Оршанский комбинат хлебопродуктов» Физули Гасанова. 

— На всех предприятиях нашей структуры финансовая ситуация очень тяжелая, — поясняет директор. — У КХП раньше был один сельхозфилиал и один свинокомплекс «Дубровинский». Теперь присоединяем мясокомбинат, молокозавод, сырзавод, птицефабрику и ряд сельхозпредприятий разного профиля. Их общий долг — 3,4 триллиона рублей. Переработка была загружена на 30 процентов. Разве что молокозавод процентов на 60. Последнее время предпринимаем меры по загрузке переработки и параллельно поддерживаем село. В принципе, фермы уже укомплектованы поголовьем. Только в Дубровенском районе на 20-тысячнике сегодня стоит пока лишь треть поголовья свиней. Не сомневаюсь, вскоре заполним все ското-места. В «Заднепровском» — 50 тысяч свиней. Сегодня уже кормим их полноценным сбалансированным рационом, и, думаю, в следующем месяце выйдем на технологические привесы. 

Кроме того, отдельно в ОАО выделили торговлю: у пяти предприятий есть около пяти десятков своих фирменных точек, которые до недавнего времени не могли загрузить продукцией. Сейчас идет процесс передачи магазинов КХП. До конца года, думаю, должны пойти деньги, говорит Физули Гасанов. 

Руководитель КХП, чтобы освободить счета, очень рассчитывает на отсрочку задолженностей. Оно и понятно: предприятие становится кредитоспособным и уже может раскрутиться на полную мощность.

По словам также вновь назначенного директора ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» Сергея Качанова, ситуация здесь была критическая. Неподъемный кредитный портфель, нехватка сырья, загрузка — до 20 процентов, мало профессионалов. 

— За последние годы часто менялись руководители, не было стратегии развития комбината, — делится мнением руководитель комбината. — Видимо, просто точечно решали какие-то вопросы. Сегодня юридически наша структура пока не сформирована окончательно, но фактически мы начали реально работать, и уже удалось немало сделать. 

— И все-таки это рискованное дело. За вами наверняка пристально наблюдают аграрии. Оно и понятно — вы поставили на карту свои карьеры. 

— Кроме всего прочего, очень важен психологический аспект, климат в команде. А у нас действительно собралась команда, — убеждает Сергей Аркадьевич. — Скажем, если у меня возникает вопрос, звоню Физули Абдулбековичу. Ему, опытному и профессиональному агроменеджеру, достаточно сказать пару слов — и все понятно. Не надо много текста, когда люди понимают друг друга с полуслова. Как один из результатов, могу привести такой пример: недавно отправили пробную партию в одну далекую страну. Работаем только по предоплате. 

ОДНА из целей агроструктуры — получение дешевого зерна для животноводческих подразделений, чтобы, в свою очередь, удешевить конечную продукцию глубокой переработки. И, естественно, выйти с ней на внешние рынки, прежде всего в Россию.

Сегодня на Витебщине есть хозяйства, где могут технологически грамотно обработать землю и получить зерно, дешевле цены его реализации, считает Физули Гасанов. Он рассчитывает, что в среднем по структуре можно будет выйти на 50 центнеров с гектара. И второе, когда работаешь под потребителя, по заявке, всегда гарантирован сбыт. Да и ценовая политика торговой сети в своих руках, что дает поле для маневра. 

germanovich@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter