Витебские "охотники"

Когда-то в Беларуси выпускали чуть ли не 50 миллионов пар обуви, и вся она “потреблялась” в СССР. Не стало державы, разорвались и советские торговые связи. С тех пор одни производители обуви вспоминают о былой емкости рынка с ностальгией, другие — с оптимизмом: есть, мол, куда расти. Но и те и другие признают, что Витебск остался обувной столицей Беларуси. Одним из самых узнаваемых ее предприятий является “Марко”.
В этом году “Марко” будет праздновать 15-летие. Сегодня на фирме работает около 5 тысяч человек: 3 тысячи на основных предприятиях — “Марко”, “Сан Марко”, “Витма” — производство сумок, “Викоп-Фагус” — производитель колодок — и 2 тысячи — над расширением предприятия.
— Расширение — значит постоянный процесс строительства, реконструкции и так далее, — объясняет генеральный директор “Марко” Николай Мартынов. — Сейчас, например, проектируем строительство в Витебске торгово-развлекательного центра в виде пирамиды. Это здание может стать одной из визитных карточек города.
— В последнее время предприятие увеличивало объемы производства на 10—15 процентов ежегодно. Какова сегодня ваша доля на белорусском рынке?
— Порядка 12—15 процентов. Сегодня рынок обуви в Беларуси практически сформирован, и мы занимаем в нем свою нишу. В этом году такого роста уже не будет — сказывается нехватка производственных площадей. Даже при том, что мы частично перешли на мощности знаменитого в прошлом “Красного Октября”. Теперь наш путь лежит через качественный рост и разнообразие ассортимента.
Обувь предприятия идет практически поровну на внутренний рынок и российский. Причем, по словам директора, российский рынок может “поглощать” и больше.
— Но это значит, что нам придется уступить свои позиции на белорусском рынке, а это неправильно по определению. Абсурдно заново завоевывать свой же рынок, — подчеркивает Николай Мартынов.
Тем не менее именно в Москве, где уже работают три фирменных “марковских” магазина, предприятие собирается строить оптово-розничный центр. Проект приблизительной стоимостью в 10 миллионов долларов.
— Вы не опасаетесь жесткой конкуренции на российском рынке?
— Бояться волков (читай конкурентов) — в лес не ходить. Но мы же охотники... Во-вторых, за долгие годы у фирмы сложился определенный имидж, и если мы будем выдерживать собственные параметры по качеству и комфортности обуви, то свои два миллиона пар легко продадим.
— А как насчет выхода на другие, например, европейские рынки?
— Нет смысла это делать, так как и внутренний, и российский гораздо более перспективны. В то же время мы понимаем, что сегодня успешное предприятие должно быть интернациональным. Абсурдно замыкаться на своей территории. Совместно с итальянскими коллегами мы разрабатываем дизайн спортивной коллекции. Ищем партнеров по производству комплектующих. Ведь белорусский ботинок только на 20 процентов состоит из отечественных комплектующих.
— О “Марко” давно сложилось мнение как о производителе крепкой, недорогой и комфортной обуви. В то же время есть много претензий, особенно у молодежи, по поводу несовременного дизайна... Эту реплику адресую ведущему художнику-модельеру “Марко” Татьяне Меньших.
— Спрос определяет предложение... Некоторым нашим моделям по 15 лет... но вы бы знали, как они продаются, — счастливо вздохнула она. — Вообще-то мы ежегодно обновляем около 80 процентов ассортимента. Регулярно посещаем международные выставки, где определяются перспективные модные направления. Но массовое производство и высокая мода — две большие разницы. Да, итальянцы определяют моду, но их идеи слишком эксклюзивны — наш покупатель не поймет желто-синие мужские “казаки”. Поэтому мы стараемся использовать какие-то материалы, элементы дизайна... А чтобы удовлетворить чаяния молодежной аудитории, пошли на создание и расширение спортивной коллекции.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter