В Гродно создается центр мониторинга витаминного статуса населения

Витамины: каждому свое

Весеннюю усталость и апатию мы привычно списываем на авитаминоз. Но есть ли в этом смысл сейчас, когда прилавки ломятся от фруктов и овощей вне зависимости от сезона, а мы все чаще составляем рацион с оглядкой на ЗОЖ? Витаминолог, член–корреспондент НАН Беларуси Андрей Мойсеенок призывает не обольщаться. Оказывается, при любом режиме питания у нас сохраняется до 20% дефицита одного или нескольких витаминов! Чем это чревато и на что обратить внимание, подбирая себе витаминный комплекс?



— Витамины — это незаменимые факторы питания, катализаторы обмена веществ, и нехватка любого критична. Она порождает либо риск развития определенной патологии, либо снижение функциональной способности. Скажем, недобрали вы витаминов, которые направлены на нервную систему, — группы В, антиоксидантных С, Е, А… И работоспособность падает, утомляемость нарастает.


Такое состояние ученые называют «качественным голоданием», что, конечно, не норма. Это может быть гиповитаминозное и (или) предболезненное состояние. Но как узнать свой витаминный статус, определить, чего и в каком количестве не хватает? Наиболее точный ответ дают анализы — например, в коммерческих лабораториях предлагают замерить уровень витаминов D, А, Е, С, В1, В6, В12, фолиевой кислоты… Но вот эпидемиологических исследований по выяснению этого дефицита в нашей стране проводилось крайне мало. В основном пробел старались заполнить гродненские исследователи, что неудивительно, ведь Гродно — исторический центр отечественной витаминологии. Именно в этом городе и дислоцируется Институт биохимии биологически активных соединений НАН Беларуси, отделом витаминологии и нутрицевтики которого руководит Андрей Мойсеенок.

По всей Беларуси более‑менее, с учетом актуальности, сделаны исследования по витамину D, в которых приняли участие несколько тысяч человек. Выяснилось, что у нас не редкость, когда его половина нормы или даже треть. Особенно плоха ситуация у женщин, которые только родили. Мы в Гродно их обследовали — у каждой второй D‑недостаточность, а это прямой путь к выраженному дефициту у матери и новорожденного. По другим витаминам исследования ограничены, в основном мы экстраполируем московские данные. Гигиенисты, например, предпочитают действовать так: рассчитывают рацион, а потом по таблицами определяют, сколько и чего в нем содержится. Но ведь это умозрительные заключения. Объективную картину дают только анализы! — Андрей Мойсеенок не один год обращает внимание на эту проблему, и теперь, наконец, дело сдвинулось с мертвой точки. 

В этом году в Институте биохимии биологически активных соединений НАН создается отраслевая лаборатория, которая, по сути, станет межведомственным центром контроля витаминного (микронутриентного) статуса населения. Благодаря Гродненскому облисполкому закупка оборудования была проведена из средств инновационного фонда. Теперь ученые смогут проводить широкий мониторинг и точно ответить на вопрос, сколько и каких витаминов не хватает детям, пожилым, студентам, спортсменам…

Главное, что мы создаем базу, — уверен Андрей Георгиевич.  — У нас же нет института питания! Две‑три лаборатории не могут «закрыть» всю страну. Ведь на востоке один тип питания, на западе — другой. 

Пока же рекомендация, которую мы скорее всего услышим от врача, будет такой: «Попейте витамины!» А как не потеряться в аптечном многообразии? Что выбрать: моноварианты или огромные комплексы, недорогие отечественные или бьющие по кошельку импортные? А тут еще и маркетинг с его щедрыми обещаниями… В первую очередь Андрей Мойсеенок рекомендует обращать внимание на такой показатель, как РНП (рекомендуемая норма потребления). Если он обозначен как 100% — вреда не будет, можно принимать без опасений, а вот большая доза в идеале должна быть рекомендована врачом, в зависимости от симптомов витаминной недостаточности. 

Если весной вы замечаете у себя утомляемость, раздражительность, состояние волос и ногтей не в порядке, подводит зрение — здесь надо выбирать варианты не 100, а 200, 400 РНП. И не стоит думать, что чем больше ингредиентов в комплексе — а их иногда до 40! — тем лучше. В большинстве своем эти витамины пройдут организм транзитом, потому что не хватать будет лишь нескольких. Наиболее типичные дефициты для нас — это В6, В2, С и, конечно, D,  — при этом эксперт советует уделить особое внимание именно последнему витамину. Ведь в большинстве комплексов его недостаточно — 150, 200 международных единиц (МЕ), а приемлемая доза начинается с 400 МЕ. D уже признали витамином‑гормоном, от нехватки которого страдают сердечно‑сосудистая и эндокринная системы, нарушаются когнитивные функции, может возникать предраковая патология, не говоря уже о рахитах у детей и остеопорозе у пожилых. А получить извне его почти нереально: солнца, которое помогает его выработке, у нас не хватает, а угорь, тунец и печень трески мы не едим каждый день. 



Особая история и с фолиевой кислотой, нехватка которой может обернуться рождением ребенка с уродствами. Поэтому 1 мг фолиевой кислоты нужно начать принимать как минимум за 2 недели до предполагаемой беременности. Но так как не все в этом мире можно запланировать, ученые давно пытаются добиться фолизирования муки, чтобы она использовалась в пищевом производстве так же обязательно, как йодированная соль. 

А вот цена и «натуральность» витаминов не являются критичными при выборе. По словам специалиста, подавляющее большинство витаминов сейчас синтезируется химически, они идентичны природным, и эти субстанции закупаются разными производителями у одних и тех же крупных компаний.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter