О событийном туризме и не только

Вишенка на торте

Любой школьник, даже неуспевающий по географии, без запинки перечислит туристические хиты мира — Эйфелеву башню, Колизей, египетские пирамиды, Великую Китайскую стену... Многое из этого хрестоматийного списка нынешняя молодежь лицезрела чуть ли не в памперсах, путешествуя с жаждущими впечатлений родителями. Что ж, железный занавес сдали в идеологический утиль, а визовый режим гораздо легче преодолеть, чем советский. Посмотреть, какое в свете есть диво, всегда заманчиво. С другой стороны, туризм в современном мире — очень прибыльный бизнес. Неплохо было бы и нам научиться ковать на этом живые деньги


Безусловно, предложить безвизовые объятия — благое намерение. Но надо еще вымостить, как подобает, пути-дорожки, чтобы они не привели непуганого туриста в инфраструктурно-сервисный ад. Худо-бедно после систематических административных пинков дело сдвинулось с мертвой точки. Однако порой движется как мокрое горит, а в сухом остатке зачастую по-прежнему выходит и худо, и бедно. Формула “скромненько, но чистенько” удовлетворит не каждого любителя путешествий. Разумеется, западноевропейца вряд ли заманишь брендом “Страна замков”. Когда в батоне с изюмом находишь пару изюминок, аппетита это не прибавляет. На мировом рынке турбизнеса сегодня надо серьезно потолкаться локтями — тут уж изюм с батоном подавай! Но овчинка выделки стоит. Современный мир становится все мобильнее. И если мы не заманим, не удивим и вкусно не накормим, это сделают другие, более разворотливые.

Составляющие успеха

Базовые точки притяжения туристов — историко-культурные, архитектурные, природные достопримечательности. Увы, из развалин дворцов и дворянских гнезд, взятых на абордаж борцами за светлое будущее и беспощадным временем, в одночасье не воссоздашь былую роскошь — необходимы колоссальные силы и средства. Зато важнейший по нынешним неспокойным временам фактор — безопасность — у нас налицо. А вот излечить от хронической хромоты сервис и сферу услуг, похоже, гораздо сложнее, чем бороться с преступностью. Видимо, не каждая королева способна перевоплотиться в хорошую официантку, но большинство наших работников сферы обслуживания даст фору любой царственной особе.


Впрочем, “наживок” для туристов сегодня целый “рыболовный набор”, и некоторые из них и у нас уже обеспечивают “поклевку”. Взять хотя бы санаторно-медицинский туризм — к нам едут подлечиться, протезировать зубы, сделать пластику. Дешевле. Охочи до белорусских лесов, озер и болот любители пострелять дичь или сфотографировать ее. Эко- и агротуризм выходят на достойный уровень. Организуются паломнические туры. Каждое из этих направлений заслуживает отдельного анализа. Но подробнее хочется остановиться на событийном туризме. Здесь у нас кое-где уже вбиты не корявые колышки.

Образец для красной доски — “Славянский базар в Витебске”, о котором наслышаны далеко за пределами Беларуси и где стремятся побывать гости из разных стран. Это давно раскрученный форум искусств со своими традициями и мощным пиаром. Есть и другие, заслуживающие широкого внимания: День белорусской письменности, Республиканский фестиваль национальных культур, купальский праздник “Александрия собирает друзей”, фестиваль песни и поэзии в Молодечно... Свои фишки ищут и находят в разных регионах — в агрогородке Лясковичи Петриковского района проходит фестиваль этнокультурных традиций “Зов Полесья”, в Мстиславле — рыцарский турнир, в Полоцком районе — грибной чемпионат, в Глубоком — вишневый фестиваль, в Щучинском — цветочный...

Бриллианты в Золотом кольце

Поскольку мы давно и тесно кооперируемся по всем направлениям с Россией, туризм не может остаться на обочине интеграции, тут тоже надо “ближе прижиматься”. В тех же белорусских здравницах большинство иностранцев — россияне. Плюс ко всему отсутствие языкового барьера. Но не только подлечиться могут в наших краях “однокоренные” соседи. Нам есть на что посмотреть в гостях друг у друга. И есть что подсмотреть. Это, в частности, показал очередной пресс-тур, организованный Постоянным Комитетом Союзного государства и информационным агентством “Россия сегодня”. И он был посвящен как раз таки событийному туризму на примере Плеса — древнего поселения, которое появилось на крутом берегу Волги еще в начале XII века. Кстати, это самый маленький российский город, занимающий всего 350 гектаров. Население — около 3 тысяч человек. И уже сам факт, что его как уникальный бриллиант туроператоры без колебаний вкрапляют в Золотое кольцо России, говорит сам за себя.

От Москвы до Плеса почти 400 километров, но аккурат посередке находится еще один “окольцованный” город — древний Владимир. К сожалению, задержаться в нем подольше не позволяла насыщенная программа пресс-тура. Тем не менее удалось причаститься к сокровенному в Успенском соборе — это один из немногих храмов, где сохранились подлинные фрески Андрея Рублева (площадь росписи 100 кв. м!). Тут уж, пожалуй, никакие другие события и не нужны, чтобы привлечь мало-мальски просвещенных туристов.
К слову, во Владимире, на Спасском холме у входа в Патриарший сад, как и в Глубоком, установлен памятник вишне, которую монахи завезли во Владимир в XVI веке. Местная вишня поставлялась к столу патриарха и царской семьи.

Пейзажи Плеса, открывающиеся с Соборной горы на красавицу Волгу, и разбросанные по склонам дома и церквушки так и просятся на холст. Недаром Левитан провел здесь три летних сезона

С женихами проблем нет

У города Иваново своя эксклюзивная история, имеющая ярко выраженный революционный окрас. И, разумеется, текстильный. Но прежде чем ивановские мануфактуры смогли завалить полмира качественным ситцем, а город (тогда Иваново-Вознесенск) стал текстильным центром Российской империи, один из промышленников умыкнул в Западной Европе секрет окрашивания тканей. Почему бы не позаимствовать какие-нибудь туристические фишки?

Увы, за пару недель до нашего приезда в Иваново сгорело самое старое деревянное здание (тут уж на монголо-татарское иго и прочих басурман не свалишь). Но в городе уцелело немало других достопримечательностей. Правда, женихаться сюда можно уже не спешить — в “городе невест” гендерный вопрос давно не актуален.

Тихая обитель художников

Приехать в Ивановскую область и не побывать в Палехе — центре русского народного промысла лаковой миниатюры и уникальной школы иконописи — туристическое недомыслие. Чудная, уютная обитель с “падающей” колокольней и церковью, увенчанной “выцветшими” ультрамариновыми куполами (под стать небесам обетованным). Тут царит особая атмосфера, кажется, даже воздух пропитан “былинными” красками. Еще бы — в Палехе живет около 600 профессиональных художников! Кстати, местные иконописцы вносят свою лепту в оформление Всехсвятской церкви в Минске.

Дачники и гастролеры

А вот и Плес. Мы приехали в него “с тыла” — на автобусе. В отличие от Исаака Левитана, который весной 1888 года плыл на пароходе по Волге вместе с друзьями-художниками Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой, высматривая подходящую натуру. Зацепившись глазами за Плес, они тут же поспешили сойти на берег и решили пожить там какое-то время. Сняли апартаменты у местного купца. В итоге Левитан провел в Плесе три очень продуктивных летних сезона, создав около 200 работ, а всего их у него около тысячи. Сейчас здесь принимает туристов Дом-музей художника (единственный в России), который вместе с Музеем пейзажа и экспозицией художественных промыслов Ивановского края входит в Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Хотя и не с корабля, но нам посчастливилось попасть на бал, а вернее, на большой светлый праздник — так губернатор Ивановской области Павел Коньков назвал торжественную церемонию возвращения в местный музей пяти картин Левитана, которые были похищены из него в 2014 году. И это не единственная детективная история, способная добавить ярких экскурсионных красок.

Еще один событийный козырь в плесском рукаве — Дачный фестиваль имени Шаляпина, который был организован этой весной уже в третий раз. Почему дачный? Еще в конце XIX века (в том числе с легкой руки Левитана) Плес и его окрестности стали обживать именитые дачники из Москвы и Петербурга. Прикипел сердцем к местным красотам и прославленный бас Федор Шаляпин, купивший здесь участок под дом. В советские времена в городе появились дома отдыха, санаторий. Новая волна интереса к Плесу поднялась после того как в 2008 году в нем побывал Дмитрий Медведев (тогда в статусе Президента России). С тех пор запахи сирени и фирменного копченого леща частенько перебиваются дорогим парфюмом.

Новые русские дачники не могли не нарушить патриархальный уклад приволжского городка — не обошлось без трений с местным людом, который легко вычислить по типичному “оканью” и скромным нарядам. Но, похоже, им глянулся подаренный городу с барского плеча Дачный фестиваль. Ведь в нем участвуют настоящие звезды, которых раньше они могли видеть только по телевизору. В этом году в современном “Левитан-холле”, появившемся по “благословению” Дмитрия Медведева, выступил с полуторачасовой программой пианист-виртуоз Денис Мацуев. Не впервые приехал сюда британский актер Рэйф Файнс. А на Торговой площади состоялся бесплатный концерт с участием солистов Мариинского театра Аскара Абдразакова (худрук фестиваля) и Марии Баянкиной, а также Иосифа Кобзона, Тамары Гвердцители, Аниты Цой, Центрального военного оркестра Министерства обороны России. Концерт посвятили памяти его дирижера Валерия Халилова, погибшего в авиакатастрофе. Он участвовал в предыдущем фестивале.

На спуске с Торговой площади на берегу Волги заложили камень — на этом месте будет установлен памятник Федору Шаляпину. Над его созданием работает известный скульптор народный художник России Александр Рукавишников. К слову, он хорошо знаком с белорусской школой литья и считает ее одной из лучших, в его подмосковной мастерской работает немало мастеров из Минска. В Плесе можно увидеть и скульптуру кошки, ставшей символом Дачного фестиваля. А изваял ее белорусский скульптор Олег Илларионов.


Славится Ивановская область и своими льняными изделиями. В городе Приволжске работает “Яковлевская льняная мануфактура” — предприятие было основано еще в 1870 году. Вполне подходящий объект для производственного туризма. Кстати, здесь

не прочь наладить более тесное сотрудничество с белорусскими коллегами

Не поскупился на комплименты в адрес белорусских талантов и Денис Мацуев. В его планах — организовать в Минске свой фестиваль. Он с теплотой вспоминает белорусскую публику и свой незабываемый сольный концерт в Шагаловском музее. Хочет побывать в Гомеле и Бресте (чем не событийный повод?). А Иосиф Кобзон уверен, что белорусские исполнители и коллективы способны украсить любой форум искусств.

Впрочем, Дачный фестиваль (его без натяжек можно назвать удачным) только открывает туристический сезон в Плесе. Впереди нон-стоп мероприятий, расписанных до осени и рассчитанных на самую разную аудиторию, вкусы и пристрастия, рассказал председатель Совета Плесского городского поселения Тимербулат Каримов:

— В июне состоится Международный кинофестиваль имени Андрея Тарковского “Зеркало”. Следом пройдет фестиваль “Национальная коллекция” с участием юных музыкантов из разных регионов России, Беларуси и Казахстана. В июле три уик-энда подряд впервые будет проходить Плесский спортивный фестиваль, включающий беговой и веломарафон, а также регату, ведь главная улица города — это все-таки Волга. Надеемся, что спортивный фестиваль тоже станет брендом города, который привлечет туристов. Трассы марафонов — и бегового, и велосипедного — пройдут по живописным левитановским и шаляпинским местам. Впоследствии эти маршруты планируется превратить в круглогодичные курортные тропы здоровья.

В середине июля пройдет фестиваль “Плес на Волге. Льняная палитра”. В нем традиционно принимают участие и представители Беларуси. 35-летие своего Дома мод отметит на этом форуме кутюрье Вячеслав Зайцев. А в сентябре городские власти затевают фестиваль мультипликации. И это лишь ключевые события, призванные приковать к Плесу внимание туристов. Хотя и без того летом население городка увеличивается минимум в 10 раз! Помимо “понаехавших” дачников и их гостей, к здешней пристани ежедневно пришвартовывается до шести теплоходов. Сейчас в Плесе на должном уровне с ночевкой могут принять около тысячи туристов. Большие отели в городе не построишь. Альтернатива — создавать благоустроенные палаточные городки с охраняемой территорией.
По подсчетам Всемирной туристской организации, к 2020 году мировые доходы от туризма составят около 2 триллионов долларов 
— Развитие сферы туризма в Беларуси и России должно быть скоординировано, — считает Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота, посетивший Плес во время рабочей поездки по Ивановской области. — У меня запланирована встреча с руководителями белорусского и российского турбизнеса. На примере того же Плеса мы будем говорить о российско-белорусском сотрудничестве в сфере туризма, может быть, более глубоко, чем это делалось до сих пор. Посмотрим, что можно взять лучшего в туристической сфере двух стран. Будем говорить о развитии совместного туризма, как-то надо объединять эти две системы. Тут много идей. Это тема для разговора не только с теми, кто занимается туристическим бизнесом, но и с экономистами, транспортниками, управленцами. Я убежден, что туристическая отрасль — не только сфера развития, но и элемент комфортности среды обитания. Если мы улучшим среду обитания в России и Беларуси, сделаем ее более гармоничной, уверен: наши потомки скажут нам спасибо.

...На обратном пути на российских полях то и дело попадались на глаза тракторы “Беларус” — давно узнаваемый бренд. Пора и на туристическом поле научиться пахать глубже. И если нет события, создать его. И не одно, а целую цепочку. Как в Плесе, где хорошие идеи не расплескивают. Чтобы деньги любителей странствий “выпадали в осадок” не на Елисейских полях, Апеннинском полуострове или на Майорке, а в наших краях.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter