Микробы приспосабливаются ко всему

Вирусы съедают таблетки

Антибиотики становятся бесполезными. Есть ли спасение?
Несколько дней плохого самочувствия — и 23-летняя учительница  решила попить широко рекламируемый противовирусный препарат. А через неделю попала в больницу с подозрением на вторичный менингит. После курса антибиотиков девушке стало лучше, сделали контрольную пункцию: воспаление усилилось. Лекарства пришлось менять, пациентка провела в стационаре почти месяц, а причина болезни так и осталась тайной, потому что самолечением девушка запутала картину. 


На днях в  реанимацию Витебской областной больницы привезли 22-летнего парня. Утром он вышел на кухню: “Мама, сделай чаю!” И вдруг упал в судорожном припадке. “Скорая”, МРТ — кровоизлияния нет. Пункция показала воспалительные изменения в спинномозговой жидкости. Вирус или бактерии запустили процесс? Неизвестно.   


— В такой ситуации никто не ждет результатов бактериологического анализа — сразу назначают противовирусные препараты и антибиотик широкого спектра действия, — говорит нейрохирург Константин Кубраков. — Но как только в стационары поступит новая тест-система D-лактам, разработанная в Витебском медицинском университете, узнать, с бактерией или вирусом мы боремся в этом конкретном случае, можно будет через час. 


Пока же на выяснение “личности” микроба уходит в лучшем случае три дня. Схема такая. Пациент с инфекцией сдает анализ на бактериологическое исследование. Если повезет, минимум за сутки в лаборатории вырастят возбудителя, но удается это только в 40 процентах случаев. Даже если бактерию вычислили, о ее чувствительности к антибиотикам ничего неизвестно: такой анализ в среднем готов на третьи сутки. Все это время пациента лечат, грубо говоря, вслепую. Казалось бы, что такое 72 часа — можно подождать. Но когда речь идет о менингите или сепсисе, это вопрос жизни и смерти. И если бы 85 лет назад человечество не решило самонадеянно, что благодаря антибиотикам можно больше не бояться бактериальных инфекций, мы и сегодня могли бы лечиться пенициллином. 


Александр Флеминг, открывший в 1929 году чудесные свойства зеленой плесени, предвидел проблему, которая в XXI веке встала перед здравоохранением. “Разумный человек может легко принять меньшую дозу, чем нужно, и, подвергнув микробы не смертельному количеству препарата, сделать их устойчивыми”, — сказал он в своей нобелевской лекции. Ему вторил Говард Флори, который в 1940-м выделил форму пенициллина, готовую для практического применения: “Антибиотики надо назначать, только если речь идет о жизни и смерти. Они не должны продаваться в аптеках, как аспирин”. Но уже в 1946 году пенициллин был в свободной продаже. 


В начале 1960-х микробиологи говорили: “Книга инфекционных болезней человечества может быть закрыта — с ними справится новый класс антибиотиков”.


— Эти надежды не оправдались — инфекционные заболевания составляют пять из десяти основных причин смерти во всем мире, — говорит руководитель белорусского отделения организации “За разумное использование антибиотиков” профессор Валерий Семенов, автор и разработчик инновационных тест-систем. — По данным наших коллег в Европе, в больницах 70 процентов бактерий, вызывающих инфекции, устойчивы по меньшей мере к одному из антибиотиков. Ежегодно в странах Евросоюза 25 тысяч человек умирает потому, что заболевание вызвано устойчивостью бактерий к медпрепаратам.


Всемирная организация здравоохранения в этом году опубликовала шокирующий доклад о том, что мир стоит на пороге “эпохи после антибиотиков”. Бактерии, которые вызывают заражение крови, диарею, пневмонию и гонорею, перестают реагировать даже на препараты, которые назначают в качестве “крайней меры”. В некоторых странах это касается более чем половины пациентов с инфекциями. Многие помнят нашумевшую в 2011 году историю, когда в Германии острой кишечной инфекцией заразились более 2000 человек, более 20 человек умерли, а у 600 вследствие болезни отказали почки. Причиной стала устойчивая к ряду групп антибиотиков кишечная палочка E. Coli. Согласно прогнозам ВОЗ, через 10—20 лет практически все существующие микроорганизмы приобретут устойчивость к антибиотикам. 


Однако фармацевты не спешат выпускать новые антибактериальные препараты. До 1968 года было зарегистрировано 14 классов антибиотиков, а после — введено пять. Дело в том, что инвестиции в них не привлекательны: антибиотики действуют быстро и поэтому приносят мало прибыли. Куда более выгодно продавать препараты, которые принимают долго и часто.  


Устойчивость к антибиотикам приводит к тому, что люди болеют дольше, а в сложных случаях получают инвалидность либо умирают. Кроме того, неэффективное лечение — дорогое удовольствие с точки зрения экономики больницы и страны в целом.


— Когда новых антибиотиков нет, а старые уже не работают, важно как можно быстрее поставить верный диагноз, и наша тест-система “БиоЛактам” позволяет, взяв на анализ  кровь, мочу, слюну, через час-полтора определить, будут ли эффективны для этого конкретного больного бета-лактамные антибиотики, — говорит профессор Семенов. 


— Когда к нам поступают больные со вторичными менингитами, а они могут быть как вирусные, так и бактериальные, тест помогает рационально назначить стартовую терапию, —  считает нейрохирург Константин Кубраков. —  Адекватное лечение в разы сокращает расходы на лекарства и продолжительность госпитализации. Экономия может составить полтора-два миллиона рублей на одном пациенте. Это я говорю только про нейрохирургию, а если брать перитониты, лор-патологии, урологию, выходят большие цифры.


Разработчики подсчитали: если исключить четыре дня употребления неэффективных антибиотиков, общая экономия на тысячу пролеченных в стационаре составит 340 тысяч долларов. Только в Витебской области бета-лактамных антибиотиков ежегодно потребляют на пять миллионов долларов. Тест-система поможет сократить необоснованное назначение препаратов на 15—20 процентов.  Сейчас “БиоЛактам” применяется в стационарах России, Украины, Узбекистана, Казахстана. Завершена регистрация в Евросоюзе, первая партия тест-систем отправлена в Германию.


В гонке микровооружений бактерии пока выигрывают. Что можно сделать? При назначении антибиотика врачом необходимо четко соблюдать дозы, интервалы между приемами и длительность лечения. И не заниматься самолечением. Не хотите подыгрывать бактериям в войне с человечеством? Начните с себя!


Цифры и факты


Инфекции уносят около 12 миллионов жизней ежегодно, каждый час от них в мире умирают примерно 1500 человек, более половины из них — дети до 5 лет.


Каждый час в мире производится 20 тонн антибиотиков, которые обогащают всемирную отрасль, оцениваемую более чем в 30 миллиардов долларов в год.


Новыми антибиотиками во всем мире сегодня занимается специалистов меньше, чем 60 лет назад работало только в США над одним лишь пенициллином.


В Беларуси более чем в 50 процентах случаев антибиотик назначается при первом обращении к врачу. Это не выходит за те рамки, которые существуют в ряде стран Европы и в США. При повторном обращении антибиотик назначают практически каждому пациенту.


По данным ВОЗ, наибольшее количество подделок на рынке лекарств — 42% — это антибиотики.

Ольга КРУЧЕНКОВА


infong@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter