Сезонность второй волны коронавируса не случайна, по такому принципу действуют все респираторные инфекции

Вирус волнуется два

Ни одна страна не справится с биоугрозой в одиночку: границы слишком прозрачны для микробов

С  опасными вирусами наш сегодняшний собеседник — заведующий организационно-методическим отделом Республиканского научно-практического центра эпидемиологии и микробиологии Александр ПЕТКЕВИЧ — привык иметь дело. И уж кому, как не ему, четко знать: один из элементов эффективного контроля инфекций — формирование позитивного отношения у населения к этой проблеме. Человек должен беспокоиться о своем здоровье и продумывать, как это делать, особенно в период пандемии: укреплять иммунитет, правильно питаться, мыть руки, знать, когда носить маски, считает эпидемиолог. Почему надо делать профилактическую прививку от гриппа и чем она поможет в сложившейся эпидситуации? Начало второй волны COVID-19, пришедшееся на сезон острых респираторных инфекций, — совпадение или случайность? И вообще, спасет мир вакцина или коллективный иммунитет? С этими вопросами обратился к специалисту корреспондент «СГ».


— Александр Сергеевич, интересно ваше мнение по поводу формирования коллективного иммунитета. По предварительным данным, в среднем у 15—19 процентов обследованных в республике обнаружены иммуноглобулины G. Говорит ли это о коллективной защите и о том, что в наступившем сезоне болеть COVID-19 будем меньше?

— Давайте сначала обозначим, в чем заключается основная проблема борьбы с COVID-19. В том, что он имеет много неизвестных свойств, которые отсутствуют у других коронавирусов. С другой стороны, нет и года с момента его диагностики, прошло слишком мало времени, чтобы его досконально изучить. 17 января ВОЗ опубликовала генетическую последовательность вируса, и 23 января начали его исследовать. Прошедших месяцев мало, чтобы получить достоверную картину недуга и сделать соответствующие выводы. Поэтому сейчас продолжаем изучать вирус, но и одновременно принимаем конкретные меры по борьбе с ним, ведь диагностировать и лечить надо здесь и сейчас. Действуем осторожно, главный постулат медиков — не навредить.

Что до иммунитета, то на первых порах считали, что он не вырабатывается, но последние данные это опровергают. Защита в организме человека формируется, ее уровень и продолжительность пока не изучены. Ориентировочно это 3—3,5 месяца. Вакцина тоже будет создавать иммунитет, но однозначно ответить нельзя, надолго ли. А что касается теории «давайте все переболеем», высказанной в некоторых странах, считаю, она в корне неправильная, это на днях подтвердил и гендиректор ВОЗ. Даже если в 80 процентах случаев инфекция протекает легко или бессимптомно. Инфекционный потенциал у COVID-19 высокий, но в среднем заражается меньше людей, чем при гриппе. Однако бывают суперраспространители. Например, так называемый пациент № 31 в Южной Корее — женщина, которая заразила в течение полутора недель 5000 человек. Знала, что больна, но посещала собрания религиозной секты.

— Присуща ли вторая волна другим эпидемиям, кроме коронавирусной? По прогнозам, какой она будет для нашей страны?

— Коронавирус — это респираторная инфекция, для нее, как и других подобных, характерна волнообразность. Сезонный подъем заболеваемости всегда имел две фазы, которые приходились на конец января — начало февраля, март. Сейчас сроки сдвинулись, и пошли споры, продолжение ли это первой волны либо вторая, а то и вовсе третья, как при испанке. Но мы придерживаемся позиции ВОЗ и называем складывающуюся ситуацию второй волной. Какой она будет? Считаем, что легче предыдущей. Во-первых, улучшилась диагностика, да и общая тенденция диктует: находясь в человеческой популяции, вирус с течением времени ослабевает.

— Что же спасет мир — вакцина или коллективный иммунитет?

— Главное — защита организма, а для нее все средства хороши. В мире разработано более 140 вакцин, в активе ВОЗ — 34, которые проходят или нацеливаются на третью фазу испытаний. Почему препаратов так много? Чтобы было из чего выбрать.

— Каковы будут результаты испытаний российской вакцины «Спутник V», ведь создали ее за довольно короткое время...

— Вполне возможно быстро создать эффективный препарат, если из истории вопроса извлекаются правильные уроки. Одним из таких стала борьба с лихорадкой Эбола. В мире много неизвестных или малоизученных болезней, к приходу которых надо готовиться заранее. Как именно? Продумывать технологию борьбы, в том числе отрабатывать создание вакцины, чтобы при форс-мажоре не начинать с нуля. Российские, например, основаны на аналогах, созданных против лихорадки Эбола, то есть многие вопросы конструирования таких препаратов уже решены и проверены на практике. Оставалось добавить антиген — возбудитель. Таким образом, существенно сокращается срок проверки на безвредность и безопасность, но испытания на людях проходят с максимальным учетом потенциальных негативных последствий, участвует около 40 тысяч человек. Это жесткий стандарт, поскольку, как правило, от различных недугов прививаются миллионы людей с разным состоянием здоровья, и риски должны быть при этом минимальны.

— Вторая волна коронавируса началась вместе с сезоном ОРВИ. Это совпадение или закономерность?

— Скорее закономерность. В  период наступления холодов снижается количество ультрафиолета, повышается влажность, мы меньше времени проводим на свежем воздухе. А все это в комплексе создает благоприятную среду для возбудителя респираторных инфекций, к которым относится и коронавирус. Но еще со времен Гиппократа известно: врач лечит не болезнь, а больного, помогает ему вакциной или лекарствами. Однако многое зависит и от пациента. Если у него не будет личного желания и усердия к выздоровлению, маловероятно, что он быстро пойдет на поправку. В период пандемии тем более. Люди должны вести себя максимально ответственно по отношению к себе и другим, иными словами, соблюдать социальное дистанцирование, масочный режим, особенно в магазинах, транспорте, закрытых помещениях, заранее привиться от гриппа и в целом укреплять организм. На медицину надейся, но и сам не плошай.

— Как считаете, профилактическая вакцинация поможет избежать инфекции? Ведь прививка пусть не против COVID-19, но в целом тренирует иммунитет, а значит, укрепляет организм.

— Если привьемся, то по крайней мере не заболеем гриппом, а значит, уменьшим нагрузку на здравоохранение. Да, любая вакцина стимулирует иммунитет. Многие слышали предположения, что противотуберкулезная прививка тренирует организм, в том числе защищает от COVID-19. Научно это не доказано, но приводятся интересные данные. К примеру, в ФРГ и ГДР — двух частях одной страны, где раньше отличались подходы к применению вакцины БЦЖ против туберкулеза, — абсолютно разные показатели заболеваемости коронавирусной инфекцией.

Несомненно, со временем этот вирус будет ослабевать. Допустим, SARS быстро ушел, не оставшись в человеческой популяции, а пандемический свиной грипп индуцировался в общество и включен в один из компонентов сезонной вакцины.

— Какие наработки и способы борьбы с коронавирусом в РНПЦ эпидемиологии и микробиологии?

— В 2024 году нашему институту исполнится 100 лет. Все это время боремся с инфекциями. Только названия их меняются: чума, холера, полиомиелит, оспа... Главное в нашем деле — спрогнозировать ситуацию, подготовиться к эпидемиям, которые в Беларуси не встречаются, но могут быть завезены. В 2014 году исследовали лихорадку Эбола, когда с симптоматикой приезжали студенты из Африки. Или, к примеру, лихорадки Зика пока у нас нет, но препараты созданы. Разработали отечественную универсальную технологию против новых особо опасных экзотических инфекций. Что это значит? Из международных баз данных получаем информацию, при поддержке химиков быстро формируем реагенты, проверяем их и используем в работе. Наша система здравоохранения ни у кого не просит и ни от кого не ждет помощи, рассчитываем на себя и уверены в своих силах. Изготавливаем и масштабируем тест-системы на определение COVID-19, и так при любой инфекции.

Нас особенно закалила встреча с SARS. Информация мгновенно разлетелась по миру, появились network-системы, в которых терапевты, эпидемиологи и другие специалисты в круглосуточном режиме связывались между собой. Ведь без международной интеграции ни одна, даже самая богатая страна мира в одиночку современную эпидемию не победит. Тогда на Давосском форуме было заявлено: мир мало внимания уделяет малоизученным, но опасным экзотическим инфекциям. Крупные фармацевтические фирмы работают на массовые заболевания, и это неправильно. Надо заранее готовиться и изучать редкие, казалось бы, недуги, вкладывать большие средства, чтобы дать им отпор вовремя.

— Александр Сергеевич, наша страна находится на перекрестке Европы. Приходится быть всегда начеку?

— Несомненно. В лабораториях исследуем любой возбудитель, давно отработали в республике технологию перепрофилирования больниц, в том числе в глубинке. Сохранили одну из самых сильных на постсоветском пространстве санэпидслужб. Отлаженность системы продемонстрирована и в случае с COVID-19: первый больной выявлен в 18 часов, в два часа ночи в инфекционной больнице находилась вся его семья.

Во времена чернобыльской трагедии в обиход вошло понятие «атомное мышление». Его суть: ни одна страна в случае ядерной катастрофы не «отсидится». Поэтому при возведении атомных станций соблюдают максимальные качество и безопасность. И главное — не допустить ядерной войны. Этот принцип актуален и в биологической сфере, где полно возбудителей — вокруг и внутри нас. Ни одно государство не справится с биоугрозой в одиночку: границы слишком прозрачны для микробов, а миграция и глобализация привели к тому, что человек может легко заразиться в одной стране, заболеть в другой, вызвать эпидемию в третьей. Это современная реальность, в которой осторожность, прогнозирование важны не меньше, чем при ядерной угрозе. И справиться можем только общими усилиями — международного сообщества, Правительства, специалистов, народа в целом и каждого лично, следуя принципу «если не я, то кто?».

basikirskaya@sb.by

Фото Алексея Вязмитинова
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter