Пандемия COVID-19 не помешала новогрудчанину Сергею Калюку с помощью госсубсидии открыть боди-студию

Вирус мастера боится

Високосный год с разбушевавшимся коронавирусом — совсем, казалось бы, неподходящее время, чтобы начать свой бизнес. Особенно новичку. Но, несмотря на неблагоприятные эпидпрогнозы, государство не прекратило организационную и финансовую поддержку предпринимательства. И жизнь показывает, что COVID-19 не всем предприимчивым людям ставит палки в колеса. Новогрудчанин Сергей Калюк с помощью господдержки открыл боди-студию с нуля, а сегодня говорит о перспективах развития. 28-летний предприниматель поделился с корреспондентом «Р» опытом создания собственного дела в период пандемии.


Три последних года Сергей Калюк трудился в сфере строительства. В конце 2019-го остался без работы. Зарегистрировался в службе занятости, но ничего подходящего по специальности в базе вакансий не нашел. Узнал, что есть возможность получить безвозмездную субсидию на открытие своего дела и пройти бесплатные курсы по основам предпринимательской деятельности. Идея показалась привлекательной. А тут и жена Дарья, медик по образованию, поддержала, даже направление подсказала — перманентный макияж. Это раньше было увлечением мужа, есть сертификат об обучении и портфолио. 

На курсах, куда его направила служба занятости, задумка видоизменилась: открыть не салон красоты, а боди-студию — место, где не просто делают человека красивее, а привносят телу новые художественные элементы, дополняют его, создавая образ. В Новогрудке услуги перманентного макияжа представлены слабо, если еще привлечь мастера тату, можно заполнить эту нишу...

Боди-студия, как позиционирует ее создатель-предприниматель, это место, где привносят что-то новое своему телу.

Бизнес-план комиссия одобрила, субсидию выделили в марте. Сергей Калюк арендовал помещение — на третьем, мансардном, этаже медицинского центра. Как раз к этому времени стали появляться пугающие новости о подъеме заболеваемости COVID-19. Некоторые предприятия города стали переходить на дистанционный режим работы, жители самоизолировались… Один из восьми новогрудчан, получивших в этом году субсидию в службе занятости, вернул деньги назад, мотивируя бесперспективностью начинаний. Сергей признается, что его уверенность в себе ситуация тоже немного пошатнула, но решил не торопиться с выводами.

— Признаюсь, если бы знал наперед, что будет пандемия, то повременил бы, — говорит предприниматель. — А в тот момент давать задний ход было безответственно. 

Брутальное тату и кокетливый педикюр

Информацию о том, что в городе теперь появилась услуга перманентного макияжа, бизнесмен распространил в соцсетях — в городских группах. Люди стали звонить, писать, интересоваться расценками. Многие хотели знать и о рисках заражения коронавирусом.

— Чтобы обезопасить своих клиентов, услуги по записи организовал так, чтобы клиенты друг с другом не пересекались, — рассказывает Сергей. — Контакт минимальный — только с мастером, который работает строго в маске и обрабатывает руки антисептиками. В подтверждение того, как все это происходит на деле, размещали фото и видео первых работ. 


Хоть в мае—июне наблюдался пик заболеваемости, количество желающих посетить боди-студию, наоборот, выросло. Предприниматель объясняет это сезонностью: лето, тепло, открытие купального сезона, и, несмотря на риски заболеть, желание хорошо выглядеть в открытой одежде и купальниках оказалось сильнее. Вторая причина — к лету был расширен перечень услуг: в первую очередь пригласил к себе на работу мастера тату, барбера (салонный парикмахер для мужчин), а затем и женского мастера.

— В нашем городе всего 36 000 человек, — поясняет. — Понятно, что рассчитывать на то, что каждый день будут приходить люди делать перманент или тату, нелепо, даже с учетом периодической коррекции рисунка. Нужно предлагать повседневные вещи. 


Сейчас оборудуют четвертый кабинет — под турбосолярий. В перспективе есть планы заняться ламинированием волос и наращиванием волос и ногтей.

Возникает вопрос: и все это за средства субсидии? 

— Нет, конечно, — улыбается Сергей Калюк. — Государственные средства — 2600 рублей — я, как и оговорено условиями получения субсидии, потратил на приобретение стартового оборудования. В частности, купил две рабочие кушетки, тележки и лампы, о чем, как положено, отчитался. Однако для дальнейшей раскрутки такой суммы мало. Оборудование в сфере индустрии красоты очень дорогое. Поэтому я вложил много личных средств. По подсчетам на сегодня — около 12 000 долларов. 


Предприниматель поставил задачу удерживать клиентов, а значит, нужно создать атмосферу, куда человеку хочется возвращаться. В боди-студии уютно, красивый современный интерьер. Каждому, кто пришел, предлагают чашку кофе или другой напиток на выбор. Действует система скидок, можно приобрести подарочные сертификаты. Цены формируют с учетом доходов горожан. 

 — Когда я писал бизнес-план, оказалось, немного занизил возможности своих земляков, — констатирует Сергей. — Сегодня час работы мастера тату в боди-студии обойдется в 90 рублей, перманентный макияж — в 120, его коррекция — в 50, а модельная стрижка — в 17 рублей. И такие цены людей устраивают. 

Спрос есть

На дефицит клиентов в боди-студии пока не жалуются. Мастера, которых пригласили на работу, пришли со своей постоянной клиентурой. За день к специалисту по перманентному макияжу приходят 1—2 посетителя, по тату — до 4, примерно столько же — к барберу. У мастера по ногтевому сервису до 5—6 человек в день. 


Со дня открытия собственного дела прошло около полугода. Молодой предприниматель констатирует, что темпы развития превзошли его ожидания. Он готов идти дальше: в следующем году планирует расширить штат, открыть частное унитарное предприятие. Жена, которая сейчас находится в отпуске по уходу за ребенком, владеет техниками массажа — она тоже желает присоединиться и внести свой вклад в развитие бизнеса. 

КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ

Екатерина Казец, главный специалист отдела государственной службы занятости управления по труду, занятости и социальной защите Новогрудского райисполкома:

— Безработный может открыть свое дело как с помощью службы занятости, так и без нее. Но в первом случае открытие ИП или частного унитарного предприятия бесплатно (форму собственности человек выбирает сам). Поскольку ЧУП — это уже юридическое лицо, что влечет за собой более серьезную бухгалтерию и налогообложение, поэтому в основном бывшие безработные на начальном этапе предпочитают статус индивидуальных предпринимателей. Но некоторые из них затем успешно расширяются. Одна из новогрудчанок вначале работала как ИП, а затем дополнительно открыла ЧУП — у нее магазин тканей. Житель одной из деревень района по такому же сценарию собирается открыть собственное кафе. Еще одна жительница райцентра создала швейное ателье, правда, для этого она воспользовалась не только безвозмездной субсидией, но и спустя время взяла банковский кредит. 

Государство обеспечивает первоначальную финансовую поддержку. Если обладатель субсидии в течение года работает и платит налоги, ее не нужно возвращать. А как пойдет дело дальше — во многом зависит от него самого.

ЦИФРА

В Минтруда и социальной защиты сообщили: за январь—июль в стране безвозмездную финансовую помощь на открытие своего дела получили 1080 безработных. 

kozlovskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter