Вирус бродит по Европе. Вирус АЧС

АФРИКАНСКАЯ чума свиней распространяется с угрожающей скоростью. В этом году она захватила и страны Евросоюза — Литву и Польшу

По информации Международного эпизоотического бюро повторно зарегистрированы случаи заболевания и на территории Латвии. Введен запрет на поставки свинины из округов Дагда, Краслава и Зилупе. Местные власти пока не комментируют ситуацию. В России АЧС уже носит характер бедствия. Как признают руководители Россельхознадзора,  «африканской чуме мы проиграли фактически всю европейскую часть России. Она уже заражена либо под угрозой заражения». Опасный вирус может стать катастрофой для всего европейского свиноводства.

«Золотой стандарт» профилактики

Первый и, надеемся, последний опыт работы в экстремальных условиях приобрела в прошлом году и белорусская ветеринария. Важно было опереться на наработки тех стран, которые уже прошли через «школу» эпидемий животных.

В былом Советском Союзе впервые вспышка заболевания зафиксирована в 1977 году в Одесской области и в Молдавии. Ее удалось ликвидировать в первичном очаге всего за полгода. Правда, меры, на которые пришлось пойти, мягкими сложно назвать. Тогда уничтожили все поголовье свиней в 30-километровой зоне. Любую степень строгости карантина санкционировал лично Председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин.

Случались и более жесткие прецеденты. Когда вирус появился на Кубе, Фидель Кастро сделал заявление, что все свиньи, которые находятся на территории страны, должны быть уничтожены — и дикие, и домашние. Кубинцы рьяно взялись за ружья, и в течение года ни одной особи не осталось. Еще через год они завезли животных и понемногу восстановили поголовье.

По такому же пути пошли и некоторые европейские страны, к примеру, Бельгия и Голландия. Сегодня фермеры этих государств спокойно выращивают свиней. В Голландии поголовье достигло 27 миллионов, почти столько же в Бельгии.

Специалисты признают, что кардинальные меры на данном этапе необходимы. Лекарственных средств для профилактики АЧС не существует, вакцин, которыми можно защитить поголовье, тоже нет. Поэтому везде в мире практикуется один метод: поголовный убой больных животных и тех, которые предположительно инфицированы и могут представлять угрозу. Это «золотой стандарт» ветеринарии: быстрая диагностика и тотальное искоренение всех, кто болен и заподозрен в заболевании. Жестокая, но нужная реальность. Тем более что АЧС имеет просто катастрофически высокий уровень инфицированности, особенно среди диких кабанов.

Без контроля нет порядка

Африканская чума свиней даже не болезнь, это техногенная катастрофа, говорят ветеринары. АЧС вполне можно считать биологическим оружием, настолько велика степень подрыва ею экономики. Вместе с тем, прогноз по дальнейшему распространению африканской чумы свиней на европейском континенте представляется ученым весьма тревожным. По данным ФАО, численность диких кабанов на территории континентальной Европы при высокой плотности достигает 4,5 миллиона особей, что в десять раз превышает популяцию этих животных в России, не говоря уже о Беларуси.

Примечательно, что большие пространства Польши, Прибалтики недоступны для регулярного лабораторного мониторинга. Продукция же, произведенная на территориях повышенного риска, поступает в свободный оборот в самом Евросоюзе, небольшие партии для собственного потребления регулярно вывозятся и в другие страны.

В то же время продолжают действовать ограничения на поставки свинины из стран ЕС, введенные Таможенным союзом. Вся продукция должна быть подвергнута термической обработке при температуре не менее чем в 80 градусов. К каждой партии необходимо приложить письменную гарантию, заверенную подписью и печатью официального ветеринарного врача страны — члена Евросоюза. Не допускается ввоз и транзит свинины и продуктов ее переработки через территорию нашей республики в ручной клади, багаже даже для личного потребления, в том числе и в вакуумной упаковке.

Положение осложняется и тем, что в ЕС отсутствует система контроля перемещения поднадзорных ветеринарной службе товаров из одной страны в другую. Еще летом прошлого года после переговоров руководителей Россельхознадзора с министром сельского хозяйства и продовольствия нашей республики Леонидом Зайцем их участники обратились к Международному эпизоотическому бюро с призывом о консолидации усилий ветеринарных служб стран всего европейского региона в борьбе с АЧС. Евросоюз, однако, не уделил этому должного внимания и теперь пожинает плоды своей бездеятельности. Каждый день он теряет больше денег, чем просила на «противокабанный» забор Литва.

Лукавый Запад

ЕС прежде всего озабочен экономическими аспектами возможности потери объемного рынка Таможенного союза. Экспорт свинины стран ЕС только в Россию составил в прошлом году более полутора миллиардов евро. Понятно, лишиться таких доходов никому не хочется, но и выполнять международные обязательства на Западе пока не желают. Без объективной оценки эпизоотической ситуации в Литве, Польше и других странах Евросоюза, без определения безопасных в отношении АЧС зон продолжается сертификация продукции свиноводства.

— Если говорить о восстановлении торговли с ЕС, то мы хотим использовать те же меры безопасности и требования, которые действуют в Таможенном союзе и которые мы предъявляем, в том числе и к Беларуси, — сказал глава Россельхознадзора Сергей Данкверт на встрече с ведущими операторами мясного рынка России. По его словам, заявление европейских коллег о том, что фермеры способны обеспечить необходимый уровень биобезопасности, — «это лукавство».
Ограничительные меры Таможенного союза уже сказались на внутреннем рынке Евросоюза, в том числе и в Польше. Цены на свинину упали здесь на 20—30 процентов. В предыдущие несколько лет поляки постоянно увеличивали экспорт такой продукции. Например, в прошлом году его объем составил 550 тысяч тонн, в то время как годом ранее — 316 тысяч тонн. Часть производителей работала с прицелом на белорусский и российский рынки сбыта. Теперь основные поставки, в первую очередь свежего мяса, заморожены.

В середине апреля несколько дней недалеко от погранперехода «Тересполь» длилась акция протеста. Польские фермеры перекрыли дорогу к белорусской границе тракторами.

Из-за экономического кризиса, возникшего в результате вспышки в стране АЧС, подал в отставку министр сельского хозяйства Польши Станислав Калемба. В октябре 2011 года он переизбран в Сейм от Польской крестьянской партии, в июле 2012 года назначен на должность главы аграрного ведомства. Главная причина отставки — отсутствие должной реализации принятого правительством плана по борьбе с заболеванием, заявил экс-министр журналистам.

Жалобы болезнь не остановят

Недавно в Западнопоморском воеводстве в реке Парсета вновь обнаружили около десяти мертвых кабанов. Этим фактом сразу обеспокоился Россельхознадзор. На имя главного ветеринарного инспектора страны направлено письмо с просьбой сообщить о результатах исследования павших животных на наличие возбудителя АЧС.

Российский надзорный орган напомнил, что Еврокомиссия неоднократно заявляла, что ситуация, возникшая на территории Польши и Литвы, разрешена и дальнейшего распространения заболевания не происходит. В то же время эксперты Таможенного союза, имеющие опыт практической борьбы с вирусом, предупреждали ЕС о крайне высоком риске роста заболевания. Вместо создания стройной системы защиты, Еврокомиссия предпочла перевести решение проблемы в плоскость торгового диспута и подала жалобу в ВТО.

Тревожное положение с распространением АЧС и в Украине. Как сообщает пресс-служба Минагрополитики этой страны, дальнейший рост заболевания может привести к запрету экспорта не только животноводческой продукции, но и зерновых культур.

В Беларуси эпидемия «выкосила» более 500 тысяч свиней. В середине февраля карантин был снят. Но продолжает действовать запрет на содержание животных на частных подсобных хозяйствах в пятикилометровой зоне от свинокомплексов.

Говорить о полной ликвидации АЧС в нашей республике пока не приходится, отмечают специалисты. Как пояснил директор РУП «Институт экспериментальной ветеринарии имени С. Н. Вышелесского» Анатолий Гусев, по существующим стандартам страна считается благополучной по прошествии трех лет после последнего случая заболевания.

Александр ШЕВКО, «СГ»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter