Программисты создали приложение для выявления коррупции

Виртуальный барьер для реальной коррупции

Программисты теперь охраняют законность так же, как и милиция. Яркий тому пример — компания Helmes, чей минский офис является резидентом Парка высоких технологий. Специалисты компании не так давно разработали программное приложение для Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которое содействует борьбе с коррупцией. О том, насколько будущее осязаемо, мы беседуем с партнером компании Максом Мирончиком.

Фото helmes.com

— Как помогает ОЭСР во всемирной борьбе с коррупцией?

— Самый главный вклад — это создание общей базы данных. Налоговая информация из 36 стран, которым принадлежит 60% мирового ВВП, перерабатывается в одном месте. Речь идет о терабайтах текста ежеквартально. Опыт и методы борьбы с коррупцией каждой отдельной страны становятся общими.

— Каким образом с этими данными работает ваша программа?

— Основная ее работа заключается в обработке и структурировании информации, поступающей по 30 основным направлениям. Приложение запрограммировано на выявление паттернов, которые могут указывать на какую‑либо коррупционную составляющую. Простой пример: по документам обнаруживается, что уже 5 лет подряд одна и та же компания выигрывает тендер, скажем, у государственной организации. Это аномалия, которая регистрируется, а затем проверяется специалистами.

— То есть программа фиксирует не фактическую коррупцию, а ее возможные признаки?

— Да, в этом плане приложение очень зависимо от людей. Оно может заметить только странность, на выявление которой и было запрограммировано. Всегда есть вероятность, что при проверке все может оказаться чисто. Не стоит думать, что программа может распознать коррупцию любого вида. Она работает на уровне транзакций, документов и не может увидеть социальное взаимодействие. Вернемся к примеру с тендером. Допустим, при изучении дела окажется, что владелец фирмы и глава организации — хорошие друзья, что будет существенным доказательством их вины. Но их социальная связь приложению неведома. Если загружать и такую информацию, то это уже будет граничить с вмешательством в частную жизнь.

— В каких конкретных видах жульничества программа уже может помочь?

— Самое очевидное — это аферы в приватизации государственной собственности. Коррупционная схема проста: некто платит влиятельному чиновнику деньги, чтобы тот, используя свой административный ресурс, занизил стоимость продаваемого товара. Наше приложение позволяет найти похожий по параметрам объект и сравнить их стоимость. Если один металлургический завод продали за 10 млн долларов, а второй, примерно такой же по площади, продают всего за 2 млн, то есть вероятность злого умысла.

— Поможет ли сеть со злосчастными офшорами?

— Вычислить владельца, т.е. бенефициара, на самом деле несложно, даже если средства и находятся в офшорах. Главное тут — достаточное количество информации, которую предоставило государство.

— Как сегодня злоумышленники обходят подобные программы?

— На данный момент набирает силу криптошифрование. Защита информации, которую оно предоставляет, — это дело благое. Но в то же время этими инструментами, в частности криптовалютой, активно пользуются коррупционеры. Получить данные о подобных переводах и их отправителях практически невозможно. Однако сегодня активно идет работа над некоторыми проектами, которые позволят получить и такую информацию.

— Как обстоят дела в Беларуси с открытостью данных?

— Пускай наша страна и не входит в ОЭСР, но в последнее время в разных сферах деятельности делаются большие подвижки, связанные с прозрачностью информации. Взять хотя бы систему здравоохранения. Больше информации стало оцифровываться, когда в поликлиниках начали вводить электронные карточки и рецепты. Кажется, что такая информация мало связана с коррупцией, но это тот пласт неоцифрованного массива, который при анализе тоже может оказаться полезным. Словом, путь предстоит неблизкий, но я очень рад, что у нас по нему пошли.

СПРАВКА «СБ»

Организация экономического сотрудничества и развития — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики. Создана в 1948 году для координации проектов экономической реконструкции Европы. Сейчас в организацию входят 36 стран, в том числе большинство государств — членов ЕС.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter