Виртуальные продавцы учат новые правила

С 10 июля начали действовать новые правила интернет–торговли...

В прошлом году дочери на день рождения подарили мобильный телефон. Купили в интернет–магазине. Через месяц аппарат замолчал. Навсегда. Ни в одной мастерской чинить его не взялись. А продавец — как в воду канул!


Хотя при этом интернет для совершения покупок — вариант нередко очень удобный. Товар обычно дешевле, да и выходить из дому не надо. Но подобные истории — та самая ложка дегтя в бочке меда, игнорировать которую уже невозможно. Слишком часто радость от выгодной покупки сменяется разочарованием и неприятными разбирательствами вплоть до судебных.


С 10 июля начали действовать новые правила интернет–торговли. Сейчас виртуальные продавцы обязаны предоставить потребителю хотя бы один способ дистанционной оплаты. Это может быть система «Расчет», мобильного и интернет–банкинга, электронные деньги, банковские карты, кассы банков и объектов почтовой связи, наложенный платеж и многое другое. Однако ничто и никто не запрещает по–прежнему отдавать «наличку» в руки курьеру дома на кухне. Кроме того, на главной странице любого виртуального магазина покупатель должен легко находить всю информацию о продавце и данные о дате регистрации в Торговом реестре страны. А также иметь возможность посмотреть на сайте продавца, какими конкретно документами будет обеспечена юридическая сторона сделки, то есть образцы документов, подтверждающих факт покупки, и порядок их оформления. Информация, кому, когда и что продали, хранится в течение двух лет со дня реализации товара. За нарушение — штраф от 20 до 50 базовых величин.


Готовы ли продавцы все это исполнять? Заместитель министра торговли Ирина Наркевич провела небольшой мониторинг:


— Меня беспокоит одна особенно проблематичная площадка — Onliner.By. Здесь аккумулируется большое количество интернет–магазинов, которые систематически нарушают законодательство. Как следствие — поток потребительских жалоб. Интернет–магазины, которые там расположены, почему–то заявляют, что они вовсе не интернет–магазины, мол, торгуют каким–то другим способом, поэтому и отсутствуют в Торговом


реестре. Onliner.By по существующему законодательству ответственности не несет.


Поэтому министерство уже готовит предложения в проект закона о торговле. Любая подобная виртуальная площадка станет рассматриваться как торговый центр, схема работы которого будет способствовать разрешению конфликтов с потребителями. Ведь это, по сути, этакий гипермаркет с набором профессионалов различных профилей, в том числе и юристов, которые должны будут всячески помогать покупателю в конфликтных ситуациях. Более того, торговая площадка, регистрируя у себя очередной интернет–магазин, должна иметь право впоследствии расторгнуть договор о сотрудничестве, если продавец нарушит законодательство.


У директора портала Onliner.By Александра Стельмаха свое видение проблемы:


— Я сторонник юридической ясности. Мы не предоставляем услугу создания интернет–магазинов. У нас есть каталог, где размещается реклама продавцов. С этой точки зрения наши партнеры — рекламодатели. И ничто не мешает им размещать свои адреса, телефоны и, собственно, предлагать информацию о товаре — как любому рекламодателю, например, на баннерах. Проблема кроется в том, что в существующем законодательстве нет четких формулировок. В частности, какая интернет–страница является интернет–магазином? К примеру, любой из нас может зарегистрироваться на сайте «Из рук в руки» и попытаться продать там, предположим, старую ненужную мебель. Разумеется, объявление будет с фотографиями, телефоном и всем остальным.


Спорить трудно. Что не запрещено, то разрешено. Но что мне ответить дочери, долгожданный и не очень дешевый подарок которой пришлось выбросить?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter