Виртуальная реальность торговли

В какую сторону будет развиваться розница?

Судя по статистике, розничная торговля у нас сегодня сокращается. Но делает это она очень специфически. В торговых центрах, магазинах формата «у дома», в потребительской кооперации наблюдаются существенные минусы, а вот в сегменте сетевых и интернет-магазинов параллельно отмечается бурный рост продаж. В Правительстве, например, недавно приводили такие цифры: за январь розничный товарооборот упал на 4,6%. А за это же время предприятия современных форматов торговли нарастили его на 8,6%, увеличив свою долю на рынке на 2,5 процентного пункта. «Никто не отрицает влияния доходов населения на этот сектор экономики. Но при прочих равных условиях эффективность отдельных секторов в этой сфере разная», — обратил внимание на явление Премьер-министр Андрей Кобяков.

Фото fistex.ru

Но сети не могут расти бесконечно: они просто постепенно отбирают покупателей у классической розницы. Получается этакий переток одних и тех же потребителей в другие торговые точки. Они туда идут за скидками, большим ассортиментом… Но нельзя не признать: рост онлайн-торговли — наша самая ближайшая реальность. По нескольким причинам.

Во-первых, люди уже поняли, что заказывать на дом продукты, книги или бытовую технику очень удобно. Работаем мы много, времени ходить по магазинам остается мало. И лучше это время потратить на семью. Вот у меня жена заказывает доставку из продуктового, как минимум, раз в неделю. С двумя маленькими детьми это спасение, поскольку на себе много не привезешь из магазина, когда у тебя в руках коляска и на шее болтается пара сорванцов.

Во-вторых, люди все больше психологически привыкают к тому, что «заказать в интернете» — это уже не игра, а самая настоящая обыденность. Даже бабушки уже пользуются услугами доставки на дом, пусть им в этом и помогают порой внуки.

В-третьих, можно вспомнить про популярную сейчас концепцию «интернета вещей». Суть ее в том, что в будущем к глобальной сети будет подключена практически вся техника, которая есть в наших домах: от кофеварки до стиральной машины. Благодаря этому мы сможем управлять ими на расстоянии либо программировать на совершение определенных операций. Чаще всего приводят пример с холодильником. Он будет удаленно в магазине заказывать доставку на дом, чтобы пополнить запасы продуктов.

В последнее время я постоянно слышу и от госслужащих, и от  представителей бизнеса мысль о том, что «как раньше» уже не будет. Речь идет о цифровой трансформации экономики, которая затронет все сферы. Не так давно первый заместитель министра связи и информатизации Дмитрий Шедко заявил, что со временем даже госаппарат должны будут заменить компьютеры и роботы. «Это будет и упрощением ведения бизнеса, — пояснил он, — потому что все процедуры будут автоматизированы, но и усложнением, поскольку вести бизнес тоже придется совершенно по-другому».

А один знакомый предприниматель в качестве примера рассказал мне такую историю. В фирму пришли на стажировку студенты. После трудных заданий и активной работы им предложили сходить пообедать и отдохнуть. «Но они не захотели никуда идти и просто заказали доставку еды в офис. Это для нас странно, для них — в порядке вещей. А мы все строим торговые центры… Стране они больше не нужны — и без того переизбыток. Нам нужны производственные площади. А торговать все равно скоро будут через интернет», — делает вывод из своих наблюдений бизнесмен.

В общем, дело не в том, что магазины совсем не нужны. Шопинг как вид отдыха никто не отменял. Да и есть много вещей, которые в интернете не закажешь. Надо все пощупать, проверить, примерить. Просто не стоит замораживать деньги в ненужных торговых площадях. Сейчас для торговли достаточно сайта и выхода в интернет. Нужно вкладывать деньги не в площади, а в технологии. Если же торговцев будет больше, чем производителей, то ни к чему хорошему это не приведет.

kuletski@sb.by

ТЕГИ:
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?