Виртуальная реальность

Новое искусство когда-нибудь станет классикой

Новое искусство когда-нибудь станет классикой


Похоже, пройдет еще немного времени — и техно–арт официально признают самостоятельным направлением в искусстве. Не важно, что лет пять назад под техно–артом подразумевали в основном художественную роспись автомобилей, теперь эта словесная конструкция все чаще встречается в лексиконе современных художников, причем не только белорусских. Хотя впервые это словечко с убедительной очевидностью обрело новый смысл именно у нас, когда в минской галерее «Университет культуры» открылась первая выставка долгоиграющего проекта «Техно–арт».


Результаты ежегодного творческого вдохновения, помноженного на возможности компьютерных технологий и выразительность деталей машин, вырванных из привычного контекста, демонстрируются в галерее уже в пятый раз. За это время «Техно–арт» обрел репутацию одного из самых вызывающих, даже хулиганских выставочных проектов, так что успех, измеряющийся количеством публики, ему можно было прочить заранее. Вне сомнения, в залах «Университета культуры» вплоть до самого закрытия выставки 11 октября будет так же многолюдно, как и в день вернисажа. Мой ежедневный маршрут как раз пролегает мимо галереи, и каждый вечер я наблюдаю на ее крыльце группы преимущественно молодых людей, что–то оживленно обсуждающих и задумчиво закуривающих. Закуривающих больше...


Безусловно, с каждым годом выставки проекта «Техно–арт» становятся все профессиональнее. Владимир Цеслер, Вадим Качан, Сергей Стельмашонок, Андрей Капустников и другие популярные персоны современного белорусского искусства стали уже их постоянными участниками, да и в студенческих работах идеи и качество исполнения порой ничуть не уступают произведениям мэтров. Мне, например, до сих пор не удается отделаться от образа двоих потерянных людей, восседающих на обломке рельса, обмотанного бикфордовым шнуром. «Разговор» — так назвал свою композицию студент академии искусств Василий Тимаков. Еще символичнее арт–объект Сергея Шило — клавиатура, подключенная к пустой деревянной раме, заменяющей монитор... Однако больше нет оснований утверждать, что современное искусство так же далеко от жизни, как некогда декабристы от крестьян. Апеллировать к продвинутым философам, искусствоведам или филологам сегодняшние творцы устали и все активнее стремятся найти взаимопонимание с обычным зрителем, увлеченным не столько постижением тайн искусства, сколько виртуальными сражениями и жанром фэнтези. Или круг интересов сегодняшних (особенно молодых) художников ограничивается теми же компьютерными страстями в призрачном мире то ли будущего, то ли прошлого?..


Что настораживает: большинство выставленных произведений я легко и без всякого ущерба для психики могу представить в интерьере собственной квартиры. Видимо, и в моем личном мире виртуальность так тесно переплелась с реальностью, что, бродя по выставочным залам, я по–хозяйски прикидываю, как могли бы украсить мою прихожую яблоки, превращающиеся в глазные яблоки на картине Александры Стельмашонок... Вот так, исподволь, ненавязчиво техно–арт, процветающий в наших телевизорах и компьютерах, меняет сознание. Тем временем на 8 цифровых экранах, установленных в залах галереи «Университет культуры», нон–стоп крутятся клипы и рекламные ролики студентов минских творческих вузов, констатируя нашу общую будущую реальность — виртуальную...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter