Виртуальная дыра для… бюджетных денег

Некоторые научно-технические  программы  Витебщины  активно  осваиваются  лишь  на  бумаге

Иные  научно-технические  программы  Витебщины  активно  осваиваются  лишь  на  бумаге

Обилием разного рода программ и проектов в наше время можно вымостить все улицы и тротуары. Особенно если распечатать их на бумажные носители. Вот только качество улиц и тротуаров от такого «творчества» не станет лучше. Нечто похожее наблюдается при использовании бюджетных средств, выделенных на выполнение региональных научно-технических программ. К примеру, «Инновационное развитие Витебской области». Одним из ее заказчиков выступило Министерство сельского хозяйства и продовольствия. А как исполняется заказ, заинтересовался Комитет государственного контроля Витебской области.

Образно выражаясь, к  реализации программы были подключены элитные научные силы северного региона. В частности, государственное научное учреждение «Институт технической акустики Национальной академии наук Беларуси» (руководитель Василий Рубаник, заместитель директора по научной и инновационной работе Юрий Царенко), учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» (ректор Валерий Дейкало, проректор по научно-исследовательской работе Александр Солодков), «Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины» (ректор Антон Ятусевич, проректор по научной работе Александр Курдеко) и РУП «Витебская областная сельскохозяйственная опытная станция Национальной академии наук Беларуси» (директор Владимир Дзюба).

Справедливости ради нужно отметить, что со стороны науки основная часть инновационных программ не подверглась срыву. А вот до практического внедрения разработок дело так и не дошло. И тем более странно, что головной организацией — исполнителем научно-технической программы «Инновационное развитие Витебской области» был определен Институт технической акустики. В результате бюджетные средства в сумме 523,7 млн. рублей использованы, мягко выражаясь, неэффективно.

Это в общем, а в частности? Например, задание «разработать и освоить производство минерально-витаминно-азотистой (протеиновой) добавки для обогащения силосуемых кормов» так и не дошло до «переднего края». А вместе с ним и бюджетные деньги в сумме 138,4 миллиона рублей. Задание выполнялось под руководством начальника отдела животноводства опытной станции кандидата биологических наук Генриха Хитринова с января 2004-го по декабрь 2005 года. Цель предельно ясная: освоение промышленного производства минерально-витаминно-азотистой добавки. К тому же все расписано по времени: на 2005 год — 250 тонн, на 2006-й — 500, на 2007-й — 1000 и на текущий — 2000 тонн.

Срок действия технических условий на добавку истек 1 октября прошлого года. Однако и в нынешнем ценный заказ остался виртуальным. Якобы производство оказалось невозможным из-за отсутствия техники для заготовки основного сырья — торфосапропелевых смесей.

«Платьем голого короля» выглядят и некоторые другие инновационные программы. К примеру, «Разработка состава и технологии получения лекарственной формы для лечения эндометритов у коров». Площадкой для инновации был избран Институт технической акустики НАН Беларуси. С соответствующим финансовым вливанием в размере 130,6 млн. рублей.

Самой разработкой вакцины занялась Витебская академия ветеринарной медицины. С последующей организацией производства на базе Института технической акустики.

И снова на бумаге все было расписано чин-чином. Уже в нынешнем году предполагалось выдать нового лекарственного препарата 1500 литров, в следующем — 2000 и на 2010 год довести объем до 2500 литров. Однако даже начальная установочная партия в тысячу литров за прошлый год так и не появилась. А ведь деньги под программу были выделены из бюджета в полном объеме. И вдруг оказалось, что на базе Института технической акустики… нет помещения для производства препарата в промышленных объемах. Заблудились, что называется, в трех соснах. Или правая рука не ведала, что творила левая?

Комиссией по ветеринарным препаратам Белорусского государственного ветеринарного центра рекомендовано руководству Витебской академии ветеринарной медицины рассмотреть вопрос о передаче для регистрации научно-технической документации на ветпрепарат эриметрин для последующего его производства в ЧПУП «Витебская биофабрика». Однако и здесь пошли нестыковки. По заключению Белорусского государственного ветеринарного центра изготовленный в сентябре 2007 года названный препарат… не прошел испытаний. А временная инструкция по его применению была утверждена в Главном управлении ветеринарии по согласованию с Государственной ветеринарной и Государственной продовольственной инспекциями лишь 28 февраля 2008 года. Затем в мае — июне нынешнего года документацию на «недозрелый» препарат рассмотрели на ветбиофармсовете при Главном управлении ветеринарии Минсельхозпрода. В конце концов эриметрин был допущен к регистрации.

Нечто похожее произошло еще в декабре 2007 года. Ведь акт приемки научно-исследовательских работ был подписан приемочной комиссией под председательством первого заместителя председателя Витебского облсельхозпрода Виктора Славецкого и утвержден первым заместителем председателя Витебского облисполкома Владимиром Новацким. Вольно или невольно, но получается, что руководителей высокого ранга подставили их подчиненные. А большие начальники подписали липу, согласно которой следовало, что задание выполнено в полном объеме в соответствии с техническими требованиями. Как же выполнено, если повторно разрешительный документ появился более чем через полгода? И где в таком случае крутились инновационные средства?

Получается, что далеко не всегда научные разработки имеют практическое воплощение. Тем самым дискредитируются изначально ценные программы. В данном случае по инновационному развитию АПК белорусского севера.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter