Виражи судьбы резидента

Чуть больше года назад в итальянском Триесте подписан меморандум о взаимопонимании...
Чуть больше года назад в итальянском Триесте подписан меморандум о взаимопонимании по вопросу развития итальянского промышленного округа на территории Брестчины. И сегодня для области создание округа представляет особый интерес. Однако масштабный проект продвигается медленнее, чем ожидалось. Более того, некоторые компании сворачивают дела. Итальянский бизнесмен Машиоли Катулло, собственник фирмы–резидента, в числе тех, кто покидает свободную экономическую зону «Брест». Его откровения насчет ведения бизнеса в Беларуси недавно растиражировал интернет. И они заставляют задуматься...


АРЕНДОВАТЬ — НЕ СТРОИТЬ

Директор фирмы «Италконсалт» Адриано Пеа в Бресте уже семь лет. Консультирует итальянских бизнесменов, которые хотят продвигать свой бизнес в странах Таможенного союза.  Мы встретились в офисе администрации СЭЗ «Брест». Адриано Пеа не разделяет отнюдь не лестного мнения бывшего партнера Машиоли Катулло:
— В Бресте все заинтересованы, чтобы итальянский инвестор организовал производство и создал рабочие места. Думаю, неудачи в бизнесе Машиоли во многом связаны с внутренними проблемами фирм, в которых он работал. У него было много возможностей. Он их не использовал. Есть другие итальянцы, с иным опытом работы. Они продолжают инвестировать.

— Но развитие итальянского промышленного округа идет не так быстро, как планировалось?

— Бизнес есть бизнес. Не все проекты реализуются, как задумывалось. Причины — разные.

— Почему ушла из СЭЗ компания «Биалетти Индустрие» — мировой лидер по производству гейзерных кофеварок? Она намеревалась вложить в производство до 4 миллионов долларов.

— Судить, почему господин Ранцони решил отказаться от проекта в Бресте, мне трудно — мало информации. Знаю только, что он организовал дело в Турции. Инвестору, кроме прочего, важно не иметь проблем с получением помещения. Лучше взять ключи от здания и наладить там производство, чем строить.

— Значит, справедливо Машиоли Катулло заострил вопрос с помещениями?

— Есть такая проблема. Инвестору предлагают строить корпуса. Но он опасается: а вдруг бизнес не пойдет? То, что сдается в аренду, порой без туалета, отопления, с электрической проводкой советских времен. Если вкладываешь сотни тысяч евро в ремонт, вправе рассчитывать на снижение стоимости аренды, а этого нет. Возможно, государству нужно построить производственные помещения и сдавать. Или продавать.

Заместитель главы администрации СЭЗ «Брест» Олег Хвалюк считает, что выходы ищутся:
— За 16 лет работы СЭЗ все самые лучшие помещения разобраны в аренду или раскуплены. Мы зарезервировали для итальянского округа площадку 26 гектаров. И предложили партнерам разработать проект и строить на этих землях. Это лучше, чем реконструировать старые здания. Скажу так: сейчас мяч на итальянской стороне.

СЛИШКОМ ДЛИННЫЙ МАРШРУТ

И все же самая неприятная трудность, по мнению Адриано Пеа, в том, как добраться из Милана в Брест быстро:
— До Китая — 13 часов лету. До Бреста затрачиваешь столько же. Самолеты летают в Варшаву и Минск. Если в Минск — возвращаться 350 километров. Если в Варшаву, возникает главное препятствие — граница. Теперь еще и так называемый режим «раз в восемь дней», который распространяется на иностранцев, живущих в Беларуси. Однажды я попал в такую ситуацию. Неприятные остались впечатления.

— Раньше администрация СЭЗ выдавала пропуска бизнесменам на внеочередной проезд границы.

— Теперь у нас такого права нет, — сожалеет Олег Хвалюк.

— Хорошо. А не могут ли итальянцы летать в брестский аэропорт?

Адриано Пеа эмоционально крутит головой:
— Мы хотели организовать чартер в Брест. Но на выходе — дорогие билеты. 300 евро. В Минск почти наполовину дешевле. Аэропорт выставил большую цену за свои услуги.

СКОЛЬКО СТОИТ ДЕЛО

За время работы СЭЗ «Брест» в здешней администрации повидали немало бизнесменов. Одних хорошо встретили, потом проводили домой. Другие успели завоевать рынки далеко за пределами нашей страны.

— Некоторые сами уходят, ибо не рассчитали сил. Тех, кто не выполняет условий, мы исключаем. Когда–то можно было со 100 тысячами долларов начинать бизнес. Сегодня 1 миллион евро — минимальный требуемый объем инвестиций для работы в СЭЗ. Но у некоторых инвесторов деклараций порой больше, чем денег, — полагает Олег Хвалюк.

Сегодня во всем мире идет жесткая конкурентная борьба за привлечение прямых иностранных инвестиций. Выиграть непросто.
— Ваша страна интересна тем, что инвестор получает доступ на большой рынок: Беларусь, Украина, Россия, Казахстан. Если в торгово–промышленной палате выдан сертификат на произведенный в Беларуси товар, то в Россию и Казахстан его можно везти без таможенных процедур, — Адриано Пеа намерен рассказать о столь принципиальном плюсе в ноябре в Турине, где запланирован белорусско–итальянский инвестфорум. И не стоит забывать: атмосфера, благоприятная для развития бизнеса, — это не только льготы свободной экономической зоны. Но и те моменты, о которых сегодня говорят итальянские бизнесмены. Некоторые, один раз постояв в очереди на границе, готовы в корне изменить первоначальный бизнес–план.

ЦИФРЫ

Сегодня в СЭЗ «Брест» 90 предприятий, 65 из них — с иностранным капиталом. Представлено более 20 стран. Инвестиции — почти 900 миллионов долларов. По итогам работы за первое полугодие сальдо положительное — 28 миллионов долларов.

КОМПЕТЕНТНО

Александр Кислов, начальник пресс–службы Брестской пограничной группы:
— Разрешение на право внеочередного въезда на территорию автодорожных пунктов пропуска выдает Госпогранкомитет. Получить его могут как белорусские юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся внешнеторговой деятельностью, так и иностранные фирмы. На сайте ГПК есть вся необходимая информация — телефоны, перечень документов. Пошлина за годовой пропуск на сегодняшний день составляет 3,5 миллиона рублей для белорусов и 14 миллионов — для иностранцев. Однако наличие пропуска не освобождает от прохождения всех видов контроля при пересечении госграницы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter