Виолетта в джинсах, Альфред в кроссовках

В Большом театре Беларуси состоялась премьера новой "Травиаты"

Оперный театр без «Травиаты» — все равно что королева без короны или лес без грибов. Без «Травиаты» и певцам не поется, и продавец цветов на соседней улице сидит без доходов. Потому что «Травиата» — это и жизнь, и слезы, и любовь, и «вирусные» мелодии, которые как прицепятся с утра, так до самой ночи не отстанут.

«Травиату» в Минске знали и любили еще в те времена, когда оперного театра у нас в помине не было. В сезоне 1892/1893 ее играла русская оперная труппа Ивана Шумана, а в последующие годы — пять или шесть итальянских трупп.


В нашем Большом театре «Травиата» ставилась ни много ни мало — семь раз. Первую постановку 1941 года уже не помнят даже старожилы. Известно только, что дирижировал Марк Шнейдерман, роль Виолетты исполняла Дора Кроз, Альфреда — Исидор Болотин, Жоржа Жермона — Николай Денисов. Сплошные легенды белорусской оперы!

Я помню «Травиату» с четвертой постановки 1969 года, которая прожила на сцене почти 30 лет. Помню и певцов, которые в ней блистали, — от Тамары Нижниковой до Тамары Глаголевой, от Виктора Кириченко до Ивана Шупенича. И, конечно, ни с кем не сравнимый, невероятный Аркадий Савченко в роли Жоржа Жермона. Помню его в дуэте с трепетной и нежной Натальей Костенко... Спектакль Дмитрия Смолича был традиционный в самом лучшем смысле слова — воздушный, светлый, ампирный, допускавший любую меру импровизации со стороны актеров.

А в 1997 году ему на смену пришла постановка Сусанны Цирюк — тяжеловесная, костюмная, подробная, с нарочитым гробом в форме пудреницы, занимавшим большую часть сцены. В ту пору в роли Виолетты блистала, среди прочих, Татьяна Третьяк, Альфреда — Сергей Франковский, Жермона — Владимир Петров. Тогда все они были молодыми артистами, а сейчас, спустя 20 лет, — гордость театра, его ветераны.

И вот, наконец, новая постановка, в которой из прежних исполнителей первых ролей остался только Владимир Петров. Остальные роли достались молодым. Постановочную бригаду — о чем уже писала наша газета — пригласили из Латвии.

Режиссер Андрейс Жагарс поставил спектакль в том же стиле, в каком англичане ставят оперы Генделя, наряжая античных богов и героев в коктейльные платья и смокинги и помещая их в обстановку современного богатого дома. Если у режиссера есть вкус и такт — а у Андрейса Жагарса эти качества в полной мере присутствуют, — вечный сюжет оживает и наполняется новыми смыслами ничуть не в ущерб музыке.

Даже в джинсах Виолетта и Альфред смотрятся абсолютно органично, и мы с удивлением обнаруживаем, что общественные условности и представления о чести, манера жить, чувствовать, верить в Бога за последние полтора столетия ничуть не изменились. Только болезнь Виолетты, перенесенная в наше время, приобретает еще больший драматизм. Лимфогранулематоз, симптомы которого так ярко изображены в «Травиате», был впервые описан Томасом Ходжкиным в 1832 году и на протяжении века считался особо губительной формой туберкулеза. Сейчас эта болезнь лечится, но Виолетта предпочла умереть, и мы не знаем, действительно ли Альфред с отцом посетили ее в последний день жизни или это пригрезилось ей в предсмертном бреду.

По премьерным показам очень трудно судить об исполнителях. Тем более пока я видела и слышала только один состав (Виолетта — Ирина Кучинская, Альфред — Юрий Городецкий, Жорж Жермон — Илья Сильчуков). Спектакль должен устояться, набрать обороты. Но уже очевидно, что новая постановка — это большое событие и для театра, и для публики.

juliaandr@gmail.com

Автор фото: Александр СТАДУБ
Версия для печати
А ведь и не ваша больше уже повариха (((( Юлии Андреевой

Я вот сама-то, живя там у Вас в Беларуси, в опере не бывала к моему глубокому сожалению. Ну Вы же Юлия, наверное, понимаете  дорогие  вечерние  платья,  которых   у меня  отродясь  не было,  да  и  все  такое   прочее тоже.   А  вот  мой бывший  молодой  человек  как-то   все-таки  побывал там вместе со своей мамой меломанкой. И  он  там  прямо во время  спектакля  от нечего   делать  попробовал  клеить  свою  соседку   по креслу.   Так   вот значит  слушают   они допустим туже Вашу  "Травиату",   ну  а  он-то   пристает  к  ней: "А Вы вот не пойдете  завтра  со мною   в кино  на "Роки - 2"?"
   Ну а та   ему   и   отвечает: "Да  пожалуй,  что  может  и   пойду.  Ведь   в   кино-то   я  Вас  пока  еще   не слышала!..."                                                                                                                                                                                                                    Ну вот сходили они   туда   вместе, так и   что   с того?! Он же поняв, что ему   ничего   от партнерши не обломится, ну в плане секса   ко   мне же обратно и  возвратился.

   Так вот   мой   вывод: у каждого из нас   с   Вами  Юлия свои виды искусства: для элиты одно, ну а   для нас, так сказать,   вот   плебса совсем   иное. Ну а вообще я вот скажу вам примерно так: Библия  говорит нам  и  о  правилах  поведения, взаимоотношений  и  разрешения  конфликтов.  Вопрос  блуда  (добрачных  половых  отношений) и  прелюбодеяния  (внебрачные  отношения  или  супружеская   неверность)  затронут  во многих законах  Ветхого  Завета,  включая  моральный  закон  десяти  заповедей,  санитарный  закон, гражданский  и  брачный  законы. Так что я, та, для которой она является настольной    книгой,   отношусь с полным пониманием Вашей позиции.   Мне   интересно!   Пишите!!!

 

Модератору: Вот вчера Вы  два моих отклика все-таки пропустили. Так у нас с Вами все ещё война, или как?!

Александр,53,Бобруйск
Без соответствующего той эпохе антуража и одеяний,новое видение представляется шутом гороховым.......
Буратино, 66, Таганрог

Из вашего текста следует, что с сексом, вашему юноше всё же повезло и вас можно поздравить! С оперой не повезло вам и опять же из текста понятно, что не повезёт ещё долго, а может никогда. Открою секрет, для оперы не обязательно длинное платье и глубокое декольте, гораздо нужнее хороший слух и глубокие чувства. Если их нет, то про оперу лучше не писать и в театр не ходить. По исходному тексту соглашусь со следующим рецензентом: - можно петь в джинсах, можно вообще без штанов, но когда режиссёр типа Жагарса ставит "своё видение", обязательно на сцену вылезет режопера.

Городецкий, на мой вкус - хорош, а Сильчуков слишком претенциозен и болезненно самолбив.

Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?

Новости
Все новости