Винтажное ностальжи и суровый хайтек

Мы любим свой город. И споры, научные дебаты и коллективные письма неравнодушной общественности, которыми вот уже несколько лет бурлит околоархитектурная городская среда, тому прямое подтверждение.
Разговор о дизайне на фоне ресторана

Мы любим свой город. И споры, научные дебаты и коллективные письма неравнодушной общественности, которыми вот уже несколько лет бурлит околоархитектурная городская среда, тому прямое подтверждение. Минск будто прорвало - так стремительно и бесповоротно он преображается. Последние лет 5 - словно 25 предыдущих. И вот уже те, кто "упустил" пару городских лет, не узнают изменившийся мегаполис: рисунок меняется с калейдоскопической быстротой. Событие последних недель, о котором говорят: открытие ресторана в восстановленном здании торговых рядов в Верхнем городе. Ревнители старины восприняли открытие питейного заведения в реконструированном историческом здании едва ли не как личное оскорбление. Тем более что место-то знаковое: рядом Кафедральный собор, городская ратуша и живописные кварталы исторического центра. Эстеты же более либерального свойства говорят, что одним стильным заведением в Минске стало больше. А месторасположение - как раз там, где и должно быть. И дает возможность удачно сочетать пищу духовную с более прозаической: поводив гостей-друзей по городу, тут же можно подкрепить силы, не покидая пределов досягаемости пешего хода.

- Дизайнеру проекта, безусловно, удалось уловить нечто подлинно винтажное, что отличает действительно старинную вещь от некоей современной стилизации, - это слова Александра Полевого - знатока и эстета по питейно-кулинарной части.

Впрочем, винтаж - термин виноделов и дизайнеров одежды. Сомелье называют так высококлассное вино многолетней выдержки, кутюрье - подлинные вещи из старинных коллекций одежды, чудом сохранившиеся и перешедшие в разряд баснословных ценностей. В последнее время сей термин, в переносном, правда, значении, стали употреблять и применительно к интерьерам.

- Я бы не стал так категорично расставлять акценты. Скорее этот стиль можно назвать ностальгическим, - рассказывает дизайнер интерьера ресторана "0,5" архитектор Александр Кратович. - Я не пытался искусственно состарить что бы то ни было. Скорее - передать атмосферу. То, что сохранило время, мы подчеркнули: в нижнем ярусе ресторана выделены световым решением подлинные фундаменты зданий торговых рядов, сохранившиеся гончарные горны XVI века. Готовая, по сути, изюминка интерьера. А дальше уже идея просто обрастала мыслями. Они нанизывались на нее.

Парадокс современной городской среды: в передовиках дизайнерской мысли у нас оказались питейные заведения. В активе у каждой студии дизайна Минска (а их, по примерным прикидкам, порядка десятка) есть пара-тройка изящных образчиков интерьеров кафе, ресторанов, баров или пабов. Не думаю, что так уж однобоко направление развивается - просто чаще всего дизайн приватных интерьеров несет за собой сохранение тайны частной жизни. Экскурсий туда не поводишь, на конкурс не слишком-то выставишь. Кому охота за свои же деньги сделать "свою крепость" объектом публичного обозрения. Единственное, что чаще всего разрешено автору интерьера, - съемка работы для личного портфолио. И то без малейших намеков на местность, в частности не должно быть внешнего вида дома, вида из окна, по которому можно вычислить месторасположение. А что делать - заказчики формируют среду и законы ее существования. Что же касается объектов общественной доступности, то заведениям культуры концептуальная перепланировка интерьеров не по карману, предприятиям торговли - тоже далеко не всем. Вот и получается, что флагманом дизайна становятся заведения увеселительные, если не питейные. Тем более что и тут свой контраргумент "за" имеется: изысками кухни сегодня не слишком удивишь, многие в поваров вкладывают средства. Вот и начинается "битва дизайнеров". Чему последние, бесспорно, рады.

- Где деньги есть, там есть идеи. Ведь дизайн интерьера - не просто приложение фантазии, - продолжает Кратович, - это еще и стройматериалы, декор, мебель, интерьерные объекты. И для того, чтобы все удалось так, как задумал автор, платить надо за все.

Объект, который в данном случае стал плодом дизайнерской фантазии и средств владельца, - городской ресторан конца XIX - начала XX века. Идея вынашивалась около двух лет и вылилась-таки в четвертый, наверное, пока самый лучший, интерьер ресторана, выполненный дизайнером Кратовичем. Получился такой русский европейский стиль. Выдержанный, искусный. И искусственный одновременно. Ибо Минска - губернского города на перекрестке всех дорог, на мой взгляд, - не уловил автор. Нет здесь ни еврейского гомона тех торговых рядов, что дали приют нынешнему питейному заведению, ни польской речи, ни разномастного смешения стилей губернского городка на сломе веков и совсем скоро - эпох. Есть пабный стиль с отделкой настолько дорогой и качественной, что это практически незаметно. Есть классная работа и некоторая надуманность. Потому как города, в который "приживили" заведение, на мой взгляд, не чувствуется. Такой интерьер мог бы быть и в Смоленске, и восточнее.

- Я уже немало упреков выслушал - и от коллег, и от вашего брата, - философски рассуждает Кратович. - Этнографически интерьер был задуман действительно нейтральным. Работая над ним, я несколько лет жил в параллельном мире: в мире старых журналов, газет, много беседовал с историками и антикварами. И точность передачи времени, мне кажется, выдержана. Без "трактирщины" - без самоваров и утюгов. Мне не нравится тот театральный историзм, который норовят привнести в интерьеры. Такого в жизни не должно быть: если стены выдержаны в стиле какой-то эпохи, их надо уравновесить современной одеждой официантов, если старое здание, то название - современное. Это придает какую-то правдоподобность, настоящесть, что ли. Ведь самое ценное в дизайне - то ощущение времени, которое он дает. Суровый хайтек и винтажное ностальжи - два любимых стиля современного дизайна. Один - вектор в прошлое, другой - в будущее. Впрочем, нашему городу ведь, если уж о больших формах рассуждать, не хватает именно этого - точности решений. Четкого представления, где уместен хайтек, где предпочтительнее классика. А вот явный микс обезличивает любую среду. Ресторан - ведь это не музей. Скажем, вместо штор мы использовали циновки и современные жалюзи, хоть и в исполнении из дерева. Здесь не должно быть абсолютной подлинности. Для этого музей хороший должен быть.

К сожалению, с музеями у нас пока не так хорошо, как с ресторанами...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter