Красный «Запорожец» в клубе любовно называют «божьей коровкой».
Сегодня в парке культурно-исторического клуба «Винтаж» более двух десятков единиц автотехники, произведенной автопромом бывшего СССР. В последние годы к ним прибавились забавные экземпляры — моторикша, карета, самоходная деревянная пушка, деревянный мотоциклет и даже отреставрированные сани. Технику с удовольствием рассматривают безвизовые туристы, когда она выставляется летом на Советской площади. А в обычные дни самого организатора клуба и его коллекцию можно найти на территории городского центра культуры. – Вот из этого металлолома мы и делаем нашу ретротехнику, – показывает Сергей на груду пыльных железяк. – Из трех автомобилей или мотоциклов, так называемых «доноров», можно собрать один.
Этот ГАЗ— одна из наиболее интересных моделей в коллекции.
В просторных помещениях, доставшихся центру от бывшего УПК, много токарных и фрезерных станков и другого оборудования. Сами раритетные машины хранятся в гаражах, бережно укрытые брезентом.
Пока в стране подобных экспозиций нет. В одиночку действует создатель собственного музея ретроавтомобилей и мотоциклов Данила Цитович из деревни Забродье Вилейского района. Но его техника стоит под открытым небом, в удалении от массовых туристических потоков. Коллекцию от случая к случаю просят для участия в киносъемках.
– И другие реставраторы хранят свою технику где угодно, — вводит в курс дела руководитель клуба. – Площадку с укрытием для своих авто и мотоциклов мы ищем уже не первый год. Да и не только мы, такие же проблемы, к примеру, испытывает и РОО «Баретро». Тем временем самые ценные образцы авторетротехники вывозятся в страны Западной Европы. Ведь у соседей дела обстоят иначе. К примеру, в польском Белостоке администрация города выделила просторное помещение и установила символическую цену на входной билет – 5 злотых. Подобные музеи есть в Чехии, Литве, Украине, России и других странах. Чем мы хуже? Тем более что все необходимое у нас есть. Уверен, иностранному туристу именно такой музей и нужен. Дело в том, что у себя дома они могут увидеть только автомобили, произведенные в Европе или в США. А вот советские редкости есть только у нас.
В клубе «Винтаж» немало военной техники.
Сергей Мукосей начал собирать коллекцию еще в 1990-х годах. Тогда гродненец увидел в газете объявление о продаже автомобиля ЗИМ-12 1951 года выпуска. Это правительственная машина, на которой ездила партийная верхушка сталинских времен. Тогда пришлось обменять «старичка» на «Жигули». Мукосей восстановил машину, и с того момента все закрутилось. Восемь лет назад к коллекционеру начали подтягиваться люди, увлеченные этой же темой. Сначала организовались в маленькую группу. Три года назад активистам клуба, а их десять человек, выделили отличные помещения. Теперь, считают они, настало время двигаться вперед. Для музея клуб «Винтаж» может выделить 18 ретроавтомобилей и 10 мотоциклов. Если проект будет реализован, то к нему присоединятся владельцы ретроавтомобилей из других городов страны.
Выставка ретротехники в центре Гродно традиционно вызывает огромный интерес публики.
– Вот наша «божья коровка», – показывает коллекционер на красный «Запорожец» с рожками. – Все детали в нем «родные». Рядом бывший довоенный «Опель-Кадет», который стал «Москвичом». Что не находим, сами клепаем. Иногда машину приходится покупать только ради колес. Есть у нас резина, выпущенная еще в 1940—1950-х годах. Посмотрите, подписано: Московский шинный завод. Где такие купишь, когда последние сошли с конвейера в 1956 году. Есть у нас «Победа» 1948 года выпуска, «Волга» 1958 года, военные авто, много редких мотоциклов, которые выпущены одними из первых. Ценность именно в их возрасте. Согласитесь: новую машину купишь, а через два года она уже половину цены теряет. Но чем старше авто, тем оно ценнее становится. kondratieva@sb.by
Фото автора.