«Советские редкости есть только у нас»: в Гродно создают первый в стране музей ретротехники

Винтаж ищет крышу

В Гродно скоро появится первый в стране музей ретротехники. Коллекционер Сергей Мукосей и его команда ищут постоянное место и спонсоров для большой коллекции старинных автомобилей и мотоциклов. 

Красный «Запорожец» в клубе любовно называют «божьей коровкой».

Сегодня в парке культурно-исторического клуба «Винтаж» более двух десятков единиц автотехники, произведенной автопромом бывшего СССР. В последние годы к ним прибавились забавные экземпляры — моторикша, карета, самоходная деревянная пушка, деревянный мотоциклет и даже отреставрированные сани. Технику с удовольствием рассматривают безвизовые туристы, когда она выставляется летом на Советской площади. А в обычные дни самого организатора клуба и его коллекцию можно найти на территории городского центра культуры. 

– Вот из этого металлолома мы и делаем нашу ретротехнику, – показывает Сергей на груду пыльных железяк. – Из трех автомобилей или мотоциклов, так называемых «доноров», можно собрать один. 

Этот ГАЗ— одна из наиболее интересных моделей в коллекции.

В просторных помещениях, доставшихся центру от бывшего УПК, много токарных и фрезерных станков и другого оборудования. Сами раритетные машины хранятся в гаражах, бережно укрытые брезентом.

— Чтобы развивать в городе туризм, необходимо, чтобы появлялись новые интересные музеи, – уверен Сергей Мукосей. — А нам есть что показать. С идеей обратился к председателю Гродненского горисполкома Мечиславу Гою, и он ее поддержал. Уже готова схема расположения машин, мотоциклов и другой техники. Но хотелось бы выставить все вместе, чтобы гродненцы и туристы могли все это увидеть и потрогать. По плану, музей займет около 20 соток. Частично он будет закрытым — дождь и снег вредят нашим экспонатам. Правда, пока все предложенные городом площадки мы по разным причинам забраковали. Предлагаем свои варианты и очень надеемся, что нам пойдут навстречу. 


Пока в стране подобных экспозиций нет. В одиночку действует создатель собственного музея ретроавтомобилей и мотоциклов Данила Цитович из деревни Забродье Вилейского района. Но его техника стоит под открытым небом, в удалении от массовых туристических потоков. Коллекцию от случая к случаю просят для участия в киносъемках. 

– И другие реставраторы хранят свою технику где угодно, — вводит в курс дела руководитель клуба. – Площадку с укрытием для своих авто и мотоциклов мы ищем уже не первый год. Да и не только мы, такие же проблемы, к примеру, испытывает и РОО «Баретро». Тем временем самые ценные образцы авторетротехники вывозятся в страны Западной Европы. Ведь у соседей дела обстоят иначе. К примеру, в польском Белостоке администрация города выделила просторное помещение и установила символическую цену на входной билет – 5 злотых. Подобные музеи есть в Чехии, Литве, Украине, России и других странах. Чем мы хуже? Тем более что все необходимое у нас есть. Уверен, иностранному туристу именно такой музей и нужен. Дело в том, что у себя дома они могут увидеть только автомобили, произведенные в Европе или в США. А вот советские редкости есть только у нас. 

В клубе «Винтаж» немало военной техники.

Сергей Мукосей начал собирать коллекцию еще в 1990-х годах. Тогда гродненец увидел в газете объявление о продаже автомобиля ЗИМ-12 1951 года выпуска. Это правительственная машина, на которой ездила партийная верхушка сталинских времен. Тогда пришлось обменять «старичка» на «Жигули». Мукосей восстановил машину, и с того момента все закрутилось. Восемь лет назад к коллекционеру начали подтягиваться люди, увлеченные этой же темой. Сначала организовались в маленькую группу. Три года назад активистам клуба, а их десять человек, выделили отличные помещения. Теперь, считают они, настало время двигаться вперед. 

Для музея клуб «Винтаж» может выделить 18 ретроавтомобилей и 10 мотоциклов. Если проект будет реализован, то к нему присоединятся владельцы ретроавтомобилей из других городов страны. 

Выставка ретротехники в центре Гродно традиционно вызывает огромный интерес публики.

– Вот наша «божья коровка», – показывает коллекционер на красный «Запорожец» с рожками. – Все детали в нем «родные». Рядом бывший довоенный «Опель-Кадет», который стал «Москвичом». Что не находим, сами клепаем. Иногда машину приходится покупать только ради колес. Есть у нас резина, выпущенная еще в 1940—1950-х годах. Посмотрите, подписано: Московский шинный завод. Где такие купишь, когда последние сошли с конвейера в 1956 году. Есть у нас «Победа» 1948 года выпуска, «Волга» 1958 года, военные авто, много редких мотоциклов, которые выпущены одними из первых. Ценность именно в их возрасте. Согласитесь: новую машину купишь, а через два года она уже половину цены теряет. Но чем старше авто, тем оно ценнее становится. 

kondratieva@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter