Отголоски американо-иранского конфликта

Вина без комплексов

За валом информации о COVID-19 все как будто забыли об одном событии, которое в самом начале нынешнего года казалось предопределяющим для судьбы планеты. Американо-иранский конфликт, убийство генерала Касема Сулеймани, последовавший за ним каскад обвинений, который в итоге закончился случайной жертвой — сбитым украинским самолетом. В результате операции иранских ПВО борт класса Boeing 737—800 компании МАУ потерпел крушение, погибли 176 человек — граждане Канады, Ирана, Германии, Великобритании и других стран. Несколько дней Тегеран предпочитал не признаваться и даже отрицал содеянное, однако 11 января иранские военные объявили о том, что пассажирский самолет был сбит по ошибке. Причем, что интересно, сделанное тогда заявление высокопоставленных офицеров не было согласовано с частью руководящей политической элиты Ирана. И это разделение, по-видимому, терзает иранское руководство и по сей день. 


События продолжают развиваться, несмотря на пандемию коронавируса. Несколько дней назад посол Ирана в России Казем Джалали объявил о том, что его страна готова обсуждать с Украиной выдачу черных ящиков со сбитого самолета. Заявление по меньшей мере странное: оно делается в стране, которая к сбитому самолету не имела никакого отношения, при этом никто из иранских дипломатов в Киеве с подобными требованиями в последнее время не выступал. Одна деталь, подчеркивающая странность слов иранского дипломатического представителя: Тегеран был готов передать данные самописцев в Украину еще в марте, о чем и договорился на соответствующих переговорах с Киевом. 

Сразу после авиакатастрофы иранцы пришли к выводу, что неспособны декодировать информацию самописцев. Проблемы для расшифровки составили регистратор полетных данных и устройство записи из кабины пилотов. Как сообщалось в СМИ, это оборудование последнего поколения, и инструментов для его расшифровки у гражданской авиации Тегерана нет. В свою очередь Франция и США, у которых подобное оборудование в наличии, передать его в Тегеран отказались. А затем эпидемия COVID-19 притупила интерес к случившемуся. 

Но в это время, в марте, велись переговоры между Киевом и Тегераном с участием канадских представителей, которые до настоящего момента не завершены. Стороны на данном этапе договорились о передаче черных ящиков в Киев. При этом Канада попросила иранских специалистов задержать передачу самописцев из-за вспышки нынешней пандемии: поездки специалистов все равно сейчас невозможны. 

Многие СМИ подчеркивают такую деталь: за совершенное преступление в Иране до сих пор никто не наказан. А примерно неделю назад глава комиссии по законодательству иранского меджлиса Хасан Норузи и вовсе заявил о том, что войска ПВО, сбив украинский самолет, поступили справедливо: «Военные выполнили свой долг, как и были должны. Самолет вызывал подозрение, диспетчеры потеряли над ним контроль, его контролировали американцы. А неделей раньше он был в Израиле и там с ним поработали». В ответ на разглагольствования иранского парламентария МИД Украины отправил ноту протеста. На тот момент, когда писалась эта колонка, объяснений по поводу сказанного из Тегерана не последовало. 

По наблюдениям некоторых экспертов, в высших сферах Ирана зреет сейчас пласт ультраконсервативной элиты. И если предположить, что словоохотливый иранский депутат выражал их мнение, тогда становится понятной позиция новой группы политиков: ни в чем не признаваться и никого не сдавать. Очевидно, что по мере обострения внутренних и внешних проблем, бездействия «консерваторов» и тупика, в которых оказались «либералы», а также приближения выборов (парламентские состоятся в 2020-м, а президентские — в 2021 году) позиции «ультраортодоксов» в Тегеране будут укрепляться. 

shavialiou@bsu.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter