Источник: Знамя юности
Знамя юности

Бобруйчанка делает новогодние игрушки из ваты в советской стилистике - винтажненько

Вин-таж-нень-ко!

Ничто так не создает новогоднее настроение, как празднично украшенная елка. Тем более если на ней сделанные своими руками игрушки. Ремесленница Кристина Бизун из Бобруйска – волшебница, превращающая обычную вату в сказочных персонажей. Игрушки она мастерит в советской стилистике, по старинной технологии. Говорит: такие фигурки – теплые, домашние – ценятся за неповторимость и за то, что возвращают взрослых в детство.


Закутанные в шубы, запорошенные снегом мальчишки с санками, румяные девчушки в пуховых платочках, «пряничные» домики, космонавты, снеговики – такие ватные игрушки украшали елки в Советском Союзе. Несмотря на молодой возраст, советская тематика Кристине наиболее близка:

– Пробовала ваять героев современных мультиков – Груффало, персонажей из Майнкрафт – не зашло. Мне больше по душе герои русских народных сказок, советских мультфильмов. И открытки из 1960–1980-х годов, откуда я тоже срисовываю сюжеты. Не копирую, просто погружаюсь в то время и придумываю что-то свое.

Рукоделием девушка увлекалась с детства. И хотя получила специальность «технолог швейного про­из­вод­ства», предпочтение отдала творчеству. Сперва вязала куклы-амигуруми, затем начала мастерить светильники-ночники из картона. А когда повезла их в Минск на республиканскую рождественскую ярмарку, влюбилась в атмосферу праздника и решила переключиться на новогодние игрушки:

– Сестра Светлана, которая живет в Минске, увидела игрушки из ваты в интернете, посетовала: мол, начни делать такие – у тебя точно получится. И хотя мама и супруг Сергей не отнеслись к этому всерьез, я прошла спецкурс в онлайн-школе и со временем мое новое увлечение переросло не просто в хобби, а в ремесло, приносящее доход. Первыми клиентами стали друзья, потом сработало сарафанное радио – ведь старые добрые ретро-игрушки сейчас в моде. Порой даже фото своих сказочных героев в Instagram, где у меня больше всего заказов, выставить не успеваю – раскупают. Приходится даже что-то припрятывать для рождественской ярмарки. Кстати, мама изменила мнение, когда на одной из них увидела, насколько востребованна эта новогодняя мишура, как горят глаза не только у детей, но и у взрослых. Теперь ездит со мной в качестве помощницы.

Винтажные игрушки делаются по старинной технологии: из проволоки, ваты и клейстера

Помогать Кристине пробует и семилетний сынишка Богдан. Однажды сам сделал из ваты младенца, расписал одеяльце под камуфляж. Мас­терица улыбается:

– На постоянной основе он пока не ремесленничает. Не хватает терпения и усидчивости. Куколки из ваты – очень кропотливая работа, надо быть собранным, аккуратным, обладать художественным вкусом и фантазией. Порой люди спрашивают, почему я не делаю игрушки более яркими, кислотных оттенков. Под заказ – могу. Но, по мне, Буратино, Щелкунчик, Емеля на печи, старик, тянущий неводом из моря золотую рыбку, не могут быть кричащими. В их неброскости, приглушенности – особый шарм.

На изготовление одной игрушки уходит около недели. А мастерит их Кристина по старинной технологии – из ваты и клейстера:

– Чтобы создать такую, понадобится проволока, вата, акриловые краски, слюда для посыпки, специальная самозатвердевающая глина, кисточки и позитивный настрой. Из проволоки делаю каркас, заполняю кусочками сухой ваты, затем накладываю второй слой – уже мокрой, которую макаю в клейстер, формирую тело, ручки-ножки. На ночь вешаю к батарее – сушиться. На следующий день леплю личики из глины, расписываю куколок. Дальше – придумываю им наряды, аксессуары: корзинка, букетик цветов, письмо – есть у меня куклы-почтальоны. А когда образ завершен, использую вместо блесток слюду для посыпки.

Готовых сказочных персонажей расписывают акриловыми красками

Заказы ремесленнице поступают с начала осени. Но чтобы товар был в наличии всегда, пополнять свою «сказочную фабрику» Кристине приходится круглый год:

– Сейчас вот мастерю Пьеро, на очереди – Мальвина и Артемон. Есть у меня Маша и Медведь  из советского мультика, Красная Шапочка, Настенька с подснежниками из «12 месяцев».

Румяные яблочки с обломанными листочками, потемневшими бочками, медвежат с оторванной лапой, сильно «постаревших» Дедов Морозов мастерице отдают и на реставрацию. Особенно часто такие заказы поступают из Минска. Два брата как-то привезли целую коллекцию новогодних игрушек, а когда получили их обратно, растрогались: «Ими еще наша мама в детстве елку украшала!»

Новогодние украшения создают атмосферу праздника, и многих взрослых возвращают в детство

Кристина рада, что ее работа дарит людям положительные эмоции. И мечтает о собственной мастерской:

– Пока творю на кухне. В основном  поздними вечерами и по ночам. Будет творческое пространство – исполню данное себе обещание: сделаю 100 новогодних игрушек в год! А еще хочу собрать коллекцию ретро Дедов Морозов. Несколько бородатых старичков уже купила, привела в порядок, так что начало положено.



ЛЮБОПЫТНО


История новогодних игрушек началась с Петра I. Первый русский император назначил ель главным новогодним деревом, которое полагается наряжать. В то время елочные украшения были только съедобными, позже появились бумажные цветы, поделки из ваты и золоченые шишки. Первые фабрики елочных игрушек открылись в 1930-е годы в Москве, Ленинграде, Нижнем Новгороде. Игрушки на них изготавливали из прессованного хлопка, папье-маше, картона, ткани. Самой дорогой новогодней игрушкой в мире считается шар из белого золота от ювелирного дома Hallmark Jewellers, усыпанный 1500 бриллиантами, 188 рубинами, окруженный золотыми кольцами. Елочное украшение занесено в Книгу рекордов Гиннесса и оценивается в 82 тысячи евро.

ЦЕНА ВОПРОСА

Цена одной авторской игрушки – около 40 рублей. Кристина ежегодно платит ремесленный сбор в размере двух базовых величин – 58 рублей, и около 300 руб­лей обходится участие в ярмарках (поездка + аренда торгового места, взнос).

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter