Экономика Литвы теряет уже десятки миллионов долларов из-за задиристой внешней политики Вильнюса, и это только начало

Вильнюс: на пути к катастрофе

Ключевая цель министерства иностранных дел любой страны — поиск союзников и друзей. Но дипломатическое ведомство Литвы действует с точностью до наоборот: с удивительным упорством и эффективностью отталкивает от страны давних и традиционных партнеров. Даже вопреки высокой цене, которую приходится платить литовской экономике, бизнесу, простым гражданам за агрессивную внешнюю политику. На ровном месте литовские политики делают выпады в сторону России, потом выступают запевалами в конфликте коллективного Запада и Беларуси (и до сих пор стараются не упускать лидирующей позиции), теперь раскручивают спираль конфронтации с Китаем. Задиристая позиция литовского МИД вызывает чуть ли не открытый бунт реального сектора. На днях глава промышленников Литвы Видмантас Янулявичус заявил: из-за политического обострения с Китаем прекратился поток товаров из этой страны. Два десятка компаний почти обанкротились. В целом малый и средний бизнес теряет уже десятки миллионов долларов. Правительство в Вильнюсе активно продвигает приезд большой делегации с Тайваня в октябре, надеясь на фантастические инвестиции с островного государства и совместные проекты. Министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис регулярно самодовольно рапортует о контактах с Вашингтоном, обещаниях широкой поддержки и пламенного сотрудничества. Только рынки сбыта, инвестиции, кооперация у литовского бизнеса в основном связаны с соседними странами, Китаем. Американская экономика далеко, и она недоступна. Если и получится наладить глубокие экономические отношения с Тайванем, то явно не через год или два. А рынки сбыта и партнеров литовский бизнес, благодаря своему внешнеполитическому ведомству, теряет уже сейчас. 

Экономическая помощь Вашингтона пока является в большей степени вербальной, а убытки литовских компаний вполне реальные и возникают здесь и сейчас.
коллаж виктории шкарупа

С Поднебесной Вильнюс задирается не первый раз и на ровном месте. В 2013 году случился грандиозный скандал с Китаем, когда президент Даля Грибаускайте приняла с визитом тибетского Далай-ламу. Сегодня депутат сейма Альгирдас Буткявичюс, а в прошлом — премьер-министр Литвы, в своих интервью вспоминает, каких титанических усилий стоило его правительству снова наладить отношения с Пекином. Руководители Китая поначалу в упор не хотели видеть литовцев. Но постепенно удалось добиться разрядки. К Литве у КНР был вполне конкретный интерес. Во-первых, прибалтийская страна вошла в концепцию «Один пояс и один путь». Процесс активизировался: были реализованы прямые железнодорожные рейсы из Китая в Литву. И хотя перевалка контейнерных грузов из Азии через литовские порты не была значительной, но перспективы просматривались весьма радужные. Но немало грузов из Китая и в Китай (транзитом) шли через литовские порты. Этот поток сегодня находится под угрозой. А транспорт и логистика занимают приличную долю в ВВП Литвы. Во-вторых, по ряду позиций литовские производители зависели от китайских поставок. Например, значительная часть ингредиентов для кормов поставлялась именно из Китая. 

Но в августе Вильнюс одним махом рубанул по всем контактам с Пекином. Тайвань — один из самых чувствительных вопросов для Китая. Настолько болезненный, что в прошлом веке проблема отколовшегося от материковой страны острова могла стать даже поводом для горячего конфликта. Самый надежный способ рассориться с КНР надолго (если не навсегда) — посетить с официальным визитом Тайвань или принять официально же делегацию с острова. Литовский истеблишмент решил играть наверняка, поэтому громогласно объявил об открытии представительства Тайваня в Вильнюсе. Реакция из Пекина последовала незамедлительно: протест, отзыв послов, потом — отмена прямого железнодорожного сообщения… Литовский МИД только улыбался: подумаешь! Не приедут несколько составов контейнеров. Ничего, переживем. Главное, США поддерживают провокационную внешнеполитическую позицию. И литовцы пошли еще дальше: помпезно заявили о приезде на берега Балтики в октябре весьма многочисленной делегации с Тайваня для проведения переговоров о тесном экономическом сотрудничестве. Ответ не заставил себя долго ждать: китайские компании перестали заключать, продлевать и даже начали разрывать действующие контракты с литовскими контрагентами. Официальные власти Литвы тут же заявили о давлении Китая на себя «справедливых». Естественно, получили очередную порцию бодрости и энергии от госдепартамента США: мол, молодцы, так держать. И новые обещания о поддержке. Только штука в том, что экономическая помощь Вашингтона пока является в большей степени вербальной, а убытки литовских компаний вполне реальные и возникают здесь и сейчас. 

Литовские официальные лица успокаивают бизнес: мол, приедут тайванцы — и ух, заживем. Инвестиции потекут, появятся новые рынки сбыта. Но радужное будущее не вселяет в литовский бизнес оптимизма: чем закончится сотрудничество с Тайванем, еще неизвестно. А вот китайский рынок для тех же литовских продуктов питания уже надежно закупорен. Но даже если удастся подружиться с островом, то монетизация этого партнерства наступит через несколько лет. В лучшем случае. 

Принципиальной позицией Литвы пока восхищаются только в США. И складывается впечатление, что государственный департамент использует Вильнюс для разведки боем. Даже Википедии известно, насколько вопрос Тайваня является болезненным для Китая. Но как жестко он готов реагировать на позицию той или иной страны? На Литве американские службы нарабатывают эмпирический опыт. Как и по другому вопросу: в своей азиатской политике Вильнюс идет вразрез с Евросоюзом. ЕС официально признает территориальную целостность Китая. Соответственно, не считает Тайвань самостоятельным государством. Китай уже потребовал от ЕС привести в чувство одного из своих членов. Как будет реагировать Брюссель на особое мнение прибалтийского государства? Выскажет традиционную толерантную озабоченность? Или сделает строгое внушение Литве? Или даже попытается надавить на Вильнюс? Очень интересный индикатор единства Евросоюза: насколько Европа монолитна и может проводить единую внешнюю политику? И как будет действовать в случае внешнеполитического сепаратизма малых государств? И как на те или иные действия Брюсселя отреагирует обиженный Китай? Весьма любопытный эксперимент. Предполагаю: за ним с интересом следят не только специалисты в Вашингтоне, но и внешнеполитические ведомства других государств. Но Литву жалко. Эксперимент-то предполагает разрушающие опыты: экономика страны уже терпит серьезные потери, а исследование только началось. Американская политика всегда была прагматична. И хотя Трамп и Байден по многим позициям антиподы, но в одном очень похожи: их внешняя политика очень утилитарна. И американские интересы не только превыше всего, а только они и существуют. Сюжет с Афганистаном — ярчайшее тому подтверждение. Понимают ли это политики в Вильнюсе? Предполагаю, что да. Глава МИД Литвы Габлиэлюс Ландсбергис навряд ли совершенно дремучий человек. Но, судя по всему, эгоистично амбициозный: слишком уж нравится ему быть лучшим другом США. А друг ли он своей родной страны?

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter