Вилейка над рекою Вилией. Мы идем с сыном по улицам города, то и дело приветствуя знакомых земляков.

— Мама, ты что, всех в этом городе знаешь? — удивленно спрашивает сын. Слишком часто встречаются на тихих улицах знакомые лица.
— Не всех, но многих. Маленький наш город, все на виду.
Действительно, Вилейка, несмотря на свою изюминку, мало чем отличается от других провинциальных городков.
А ведь шестьдесят пять лет назад, 4 декабря 1939 года, Указом Президиума Верховного Совета БССР на территории бывшего Виленского воеводства Польши была создана Вилейская область — одна из самых крупных в Западной Беларуси.
Областной город имел тогда 6391 жителей, 911 жилых домов. Работали электростанция, два лесопильных завода и две паровые мельницы. Эти факты я нашла в книге “Память. Вилейский район”, которая увидела свет в нынешнем году.
А вот каким увидела областной центр в 1939 году коренная вилейчанка Таиса Владимировна Яхимович, в девичестве Жихарь. Судьба распорядилась так, что все 75 лет своей жизни она прожила на одном и том же месте, в центре города, на самой красивой улице, которая во времена Польши называлась Злота. Она и теперь золотая, особенно в пору осеннего листопада, когда выстроившиеся вдоль улицы и растущие в садах жителей деревья сбрасывают листву, и она шуршит под ногами, отливая желтизной.
В 39-м улица стала Красноармейской. Сентябрьским днем именно по этой улице шли со стороны Молодечно части Красной Армии. Наверное, ни один вилейчанин в тот день не сидел дома. Десятилетняя Таиса взгромоздилась на забор родительского дома и видела, как по усыпанной свежим желтым песком улице шагали улыбающиеся красноармейцы. Их встречали с цветами. Цветы бросали под ноги, люди обнимали солдат.
— Город был маленький, дома стояли далеко друг от друга. По сути, и областные структуры разместить было негде. Поэтому и обрадовались многие, когда узнали об учреждении Вилейской области. Знали, что будут строить в городе много.
Действительно, документы свидетельствуют, что народно-хозяйственный план предусматривал строительство в областном центре административных, хозяйственных и культурных учреждений: городского кинотеатра, стадиона, больницы, бани, школы, двенадцатиквартирного жилого дома.
Областные службы размещались в старом и тесном здании на соседней улице, и Таиса Владимировна видела, как часто туда приезжал курьер с важными документами.
В январе 1940 года Вилейская область была поделена на двадцать два района. В области до начала войны было создано 260 колхозов.
Но бурное строительство областного центра прервала война. Все без исключения населенные пункты области были разрушены. Больше всего пострадал сам город. Таиса Владимировна Яхимович вспоминает, что по ее родной Красноармейской улице было далеко видно. Вместо довоенных домов — только обгорелые печные трубы.
Родительский дом Таисы Владимировны уцелел. Более того, она еще помнит, как в этом доме в первые послевоенные годы бывал Петр Миронович Машеров. Владимир Константинович Жихарь был личным шофером у Петра Мироновича. Правда, о своей работе отец дома рассказывал скупо — такое было время.
Однако новые областные административные здания в Вилейке так и не появились. В сентябре 1944 года Вилейка вошла в состав Молодечненской области.
И теперь она имеет такой же статус райцентра, как Шарковщина, Миоры, Глубокое — бывшие населенные пункты Вилейской области. И разве только старожилы там вспомнят, что когда-то они жили, а кто-то и родился в Вилейской области. Да еще я, собственный корреспондент “Народной газеты”. Потому что сегодня зона моего обслуживания совпадает с территорией бывшей Вилейской области.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter