Виктория Надежды

В 20-Х ЧИСЛАХ октября в российской столице друг за другом прошли два мероприятия, призванные увековечить память Героя Советского Союза Надежды Викторовны ТРОЯН — одной из трех девушек, непосредственно участвовавших в операции по ликвидации наместника фюрера в оккупированной фашистами Белоруссии кровавого палача Вильгельма Кубе. Сначала в Центральном музее Великой Отечественной войны, что на Поклонной горе, была представлена новая соответствующая экспозиция. А на следующий день прошло торжественное присвоение московской средней школе № 1288 имени Н. В. Троян и открытие в ней комнаты-музея героини. Экспонаты в обоих случаях, включая и Золотую Звезду, передал сын отважной разведчицы Алексей Коротеев. Он сообщил, что еще одну часть предметов, принадлежащих его матери, передаст в Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны.

В Москве увековечили память героини, принимавшей участие в ликвидации гауляйтера оккупированной фашистами Белоруссии

В 20-Х ЧИСЛАХ октября в российской столице друг за другом прошли два мероприятия, призванные увековечить память Героя Советского Союза Надежды Викторовны ТРОЯН — одной из трех девушек, непосредственно участвовавших в операции по ликвидации наместника фюрера в оккупированной фашистами Белоруссии кровавого палача Вильгельма Кубе. Сначала в Центральном музее Великой Отечественной войны, что на Поклонной горе, была представлена новая соответствующая экспозиция. А на следующий день прошло торжественное присвоение московской средней школе № 1288 имени Н. В. Троян и открытие в ней комнаты-музея героини. Экспонаты в обоих случаях, включая и Золотую Звезду, передал сын отважной разведчицы Алексей Коротеев. Он сообщил, что еще одну часть предметов, принадлежащих его матери, передаст в Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны.

Одна из трех героинь

Оба мероприятия были не столь многочисленными, и к ним не было привлечено повышенное журналистское внимание, однако важность их несомненна. С одной стороны, в музее на Поклонке, несмотря на впечатляющую объемность его фондов, не был как-либо отражен этот приметный подвиг, совершенный тремя героинями в годы войны. Кстати, это единственный случай, когда сразу трем женщинам, действовавшим, что называется, в связке, в один день присвоили звание Героя Советского Союза (22-летняя Надежда Троян была самой молодой из них). С другой — события значимы в плане воспитания в духе патриотизма подрастающего поколения, о чем в последние годы как в России, так и в Беларуси говорят все больше и больше.

В свое время мы были наслышаны об этом отважном подвиге, совершенном Надеждой Троян, Марией Осиповой и Еленой Мазаник (последняя являлась непосредственным исполнителем операции «Возмездие»). По его мотивам был снят художественный фильм «Часы остановились в полночь», сами участницы написали мемуарные воспоминания и не раз рассказывали об этом на встречах со школьниками и студентами, журналистам.

Кстати, в настоящее время в Беларуси идут съемки художественного сериала «Охота на гауляйтера», который планируется к показу на ТВ в мае 2013-го.

Выступивший на обоих мероприятиях Алексей Коротеев освежил память старших и донес важную информацию до сегодняшних юных, живущих во многом иными ценностями (что, впрочем, вполне объяснимо).

Сын Н. В. Троян, в частности, напомнил, что приказ на уничтожение одного из первых соратников Гитлера, каковым являлся Кубе (свой рассказ Алексей Васильевич сопровождал фотоматериалом как из личного архива, так и историческим), был отдан Верховным главнокомандующим Сталиным в феврале 1943 года. Казнен должен был быть не только гауляйтер Белоруссии, но и рейхскомиссар Украины Эрих Кох. К этому нацистскому злодею, как известно, подступался известный советский разведчик Николай Кузнецов, но, увы, безуспешно: Кох закончил свои дни в 1986 году 90-летним — как ни странно, в комфортабельной тюрьме в тогдашней социалистической Польше.

С Кубе поначалу тоже шло не все гладко. Белорусские партизаны и подпольщики в июле и сентябре 1943 года подготовили и осуществили две довольно удачные операции, в результате которых были убиты десятки высокопоставленных оккупантов. Но гауляйтеру волей случая каждый раз удавалось не оказаться в эпицентре этих акций возмездия. Еще раз его чуть было не отравили, но Кубе в последнюю секунду раздумал отхлебнуть из предложенного ему стакана с ядом. Удача засветила, когда лесные мстители и разведчики, присланные Центром, вышли на работавшую горничной в особняке палача белорусского народа Елену Мазаник. Первой завела с ней знакомство Надежда Троян и в ряде встреч убедила Елену в необходимости казнить Кубе. В дальнейшем Мария Осипова доставила в Минск из леса для Мазаник мину замедленного действия.

— Такую же штуку — а это были небольшие мины английского производства, получаемые по ленд-лизу, — пронесла в Минск и моя мама, тоже чтобы передать ее Елене Мазаник, — рассказывал Алексей Коротеев. — Причем это было буквально через несколько часов уже после свершившегося удачного покушения, в городе уже вовсю шли облавы. Она запрятала ее в торт и благополучно минула все посты. Помогло и то, что она обладала не только удивительным хладнокровием, но и была очень общительным человеком, могла разговорить полицая, начать шутить с ним и тем отвлечь внимание… Между прочим, когда она узнала, что расплата уже свершена, то не избавилась от мины, а, вновь миновав опасные кордоны, принесла ее назад в партизанский лагерь. Я ее спрашивал: зачем надо было так смертельно рисковать?! А она недоумевала, объясняла: да ведь не хватало партизанам таких вот английских миниатюрных мин!..

Как бы там ни было, а заложенный под матрац высокопоставленного гитлеровского ставленника заряд сработал в 00 часов 40 минут 23 сентября 1943 года. Кубе был разорван на части. В Германии объявили «всенародный траур» — и это был один из двух таких трауров за годы войны: первый объявлялся несколькими месяцами ранее по поводу гибели 6-й армии фельдмаршала Фридриха фон Паулюса под Сталинградом. Гитлер не только выразил соболезнование по случаю «трагической гибели» одного из своих приспешников, каковым являлся Кубе, но даже прислал для покойника из Берлина в Минск «именной» гроб…

В конце октября Троян и ее боевым коллегам было присвоено звание Героя Советского Союза.

Но по большому счету Надежда Троян получила свою высокую награду по совокупности свершенного ей к моменту операции «Возмездие». Как рассказал ее сын, она сразу же, едва немцы захватили Минск, участвовала в молодежной подпольной ячейке. И хотя на первых порах это была «чистая самодеятельность», ребята все же боролись, как могли: вели пропаганду среди местного населения, собирали разведсведения, писали и расклеивали листовки, помогали пленным красноармейцам, которых оккупанты содержали в тут же созданном ими концентрационном лагере.

Наверное, некоторые из этих ребят изображены на отданном Алексеем Коротеевым в музей на Поклонке уникальном снимке, датированном 21 июня 1941 года. На обороте надпись: «День рождения Петра». Молодежное застолье, Надя в кругу подруг и друзей, все веселы, за окном уже темно… до начала войны и радикальной перемены жизни и бытия оставалось всего несколько часов… Немцы хозяйничали в Минске уже к следующей субботе…

А в 1942 году, когда семья переехала в небольшой городок Смолевичи, что недалеко от Минска, Надежда, устроившаяся в контору тамошнего торфзавода, прослышала, что в местных лесах действует партизанский отряд. Природная сметка помогла ей даже вычислить связную этого отряда — ее же подругу Нюру Косаревскую. Но на все попытки поговорить на «серьезную тему» та лишь пожимала плечами: мол, о чем ты, душа моя, знать ни о каких партизанах ничего не знаю, ведать не ведаю! Однажды Надя подошла к ней и сказала: «Знаешь, Нюра, хочешь — верь, хочешь — не верь, но слышала я от немцев, что они имеют сведения, где лагерь отряда, и готовят операцию по его уничтожению». — «Как узнала?» — «Говорю же, случайно подслушала». А Надежда действительно столь хорошо изучила в школе немецкий язык (у нее были склонности к этому), говорила без акцента, что даже сами захватчики принимали ее за немку, «фольксдойч». Косаревская ничего не ответила подруге. Но когда каратели и впрямь нагрянули в партизанский стан, то застали там только головешки от потухших костров.

После этого девушку свели с народными мстителями, которые охотно приняли ее в свои ряды. В небезызвестной партизанской бригаде «Дяди Коли» она была сначала вовлечена в активную боевую работу, участвовала в уничтожении нескольких мостов и эшелонов противника. А потом, поскольку девушка отлично знала немецкий, ей стали поручать «куда более деликатные» задания. Одним из них и явилась «миссия возмездия» во исполнение упомянутого выше приказа Верховного главнокомандующего касательно Вильгельма Кубе.

Значение подвига

По словам Алексея Коротеева, значение этого подвига важно в том смысле, что враг на оккупированных территориях, какой бы высокий пост он ни занимал и как бы хорошо его ни охраняли (а гауляйтера Кубе охраняли весьма бдительно!), нигде не мог чувствовать себя в безопасности. Важность и в том, что находящиеся под фашистским гнетом люди видели: борьба с гитлеровским игом идет, и борьба конкретная, видимая, большая. Это способствовало притоку в партизанские отряды и подпольные организации немалого числа людей, у которых пропадал страх перед зверствующими оккупантами.

Тут надо сказать больше. Убийство такой персоны, как наместник Гитлера в Белоруссии, вызвало и политический резонанс в рядах союзников Германии, да и во всем мире. Акт возмездия, осуществленный тремя молодыми женщинами (хотя их имена тогда не разглашались) продемонстрировал, что фюрер не столь уж и силен на захваченных советских землях, поскольку было очевидно, что данная операция была осуществлена не героем-одиночкой, а тщательно подготовлена, спланирована, выверена. За ней, этой акцией, хорошо просматривалось массовое организованное сопротивление в тылу фашистов.

Кубе и им подобные были не только «единичными» нацистами, но и крупными символами проводимой на оккупированных территориях политики геноцида. К своему рассказу о матери-героине Алексей Коротеев подобрал выразительное фото. На снимке с десяток высших нацистов: рядом с Гитлером — Геринг, Геббельс, Гиммлер, Шахт. Тут же, во втором ряду с краю, и Кубе.

Но достаточно вспомнить, что в Белоруссии немцы уничтожили каждого четвертого жителя республики, и участие Кубе в этом несомненно, хотя сам он, возможно, лично никого не застрелил и не повесил. В то же время известна одна его характерная фраза, изреченная им на белорусской земле после осуществления гитлеровцами одной из многочисленных карательных акций: «Надо, чтобы только упоминание одного моего имени приводило в трепет русского и белоруса, чтобы у них леденел мозг, когда они услышат «Вильгельм Кубе». Я прошу вас, верных подданных великого фюрера, помочь мне в этом».

Когда позже состоялся судебный процесс по делу о злодеяниях, совершенных немецко-фашистскими захватчиками в Белоруссии, кто-то из преступников пытался оправдываться: дескать, если бы партизаны не взорвали гауляйтера, то мы не убили бы за несколько дней две тысячи минчан. На что обвинитель задал резонный вопрос: «Ну, а операция «Волшебная флейта», во время которой было арестовано 52 тысячи минчан и большинство из них уничтожено… Ведь вы ее проводили до убийства Кубе! А план начальника отдела колонизации первого главного политического управления по делам оккупированных восточных областей доктора Эриха Ветцеля, составленный еще до 22 июня 1941 года, который вы начали осуществлять с первого дня войны?..» В ответ судимые нацисты лишь понурили головы.

 

После войны Надежда Троян стала дипломированным медиком — окончила 1-й Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова. Тогда же, врач-хирург, она познакомилась с военным журналистом Василием Коротеевым, за которого вскоре вышла замуж. Во время войны Коротеев был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда», кстати, работал рука об руку с Константином Симоновым. Оба, как и многие другие их коллеги «с «лейкой» и блокнотом», с первых до последних дней находились на передовой, участвовали в боях. Коротеев, например, защищал Москву, воевал в Сталинграде. У Троян и Коротеева родились двое сыновей, младший из которых, Алексей Коротеев, активно поддержал инициативу Центрального музея Великой Отечественной войны, касающуюся создания в его стенах стенда, посвященного его матери. Как поддержал и почин присвоения ее имени школе № 1288.

Между прочим, до Василия Коротеева, еще до войны, с Надеждой дружил будущий Герой Советского Союза лейтенант Борис Галушкин. Они учились в параллельных классах, когда семьи обоих жили в Красноярске. А в 1942—1943 годах Борис, окончивший к тому времени аэроклуб (хотел стать летчиком) и московский институт физической культуры, выполнял специальные задания в тылу врага в районе Минска и на Витебщине. В одном из партизанских отрядов он вновь увидел Надю. Она была очень красивой, обаятельной девушкой, не обратить на нее внимание было невозможно (это видно и по всем фото той поры)! Ухаживал своеобразно, порой чисто по-мальчишески, хоть в 1943-м, когда они опять встретились, ему было уже 23. Как-то Надежда переходила через бревнышки, переброшенные через небольшую речку, а Борис с другого конца пытался с раскачиваемой ветки спихнуть их в воду. Чуть не «булькнул» в поток сам. Смеялись. А в июне 1944-го штурмовая группа, которой лейтенант командовал, попала в окружение, и Галушкин погиб. Звание Героя ему было присвоено посмертно…

В последующем Надежда Викторовна много лет занималась государственной и общественной деятельностью. Она, являясь председателем исполкома Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР и избранная позже вице-президентом Международного комитета Красного Креста, много способствовала укреплению авторитета нашей страны на международной арене, активно общалась со многими видными людьми того времени как в СССР, так и за рубежом.

По словам Алексея Васильевича, его мать была очень жизнелюбивым человеком. Когда он подбирал фотографии, чтобы передать их в музеи на Поклонке и в школьный, то неожиданно для самого себя обнаружил, что нет ни одного фото, на котором Надежда Викторовна не улыбалась бы…

По молодости лет шутки отмачивала те еще, даже в годы войны! Когда ее выводили на партизанский отряд в условленное место, сказали, что три раза надо условленно свистнуть. А она, не умевшая свистеть, не придумала ничего лучшего, как прихватить с собой… милицейский свисток. В него и дула. Сначала — три раза, потом — еще и еще. И реально напугала партизан. Они обнаружили себя перед ней, когда она уже «иссвистела» весь лес: «Чего свистишь, как Соловей-разбойник?» — «А что, нельзя? Может, я так гулять люблю!» — «Любит она! А нам — «хавайся»? Вот и затаились, думали, это полицейская облава». В медвузе тоже училась весело, легко.

В Беларуси Надежда Викторовна, когда позволяло здоровье, в обязательном порядке бывала хотя бы раз в год. Урожденная города Дрисса (ныне Верхнедвинск на Витебщине), партизанка гордилась, что она — белоруска, родной край для нее был частицей ее сердца. Кстати, как отмечает ее сын, фамилия Троян имеет чисто национальное происхождение (а идет не от древней Трои или троянского коня): «троян» в переводе с белорусского — вилы с тремя зубцами.

Она была одним из инициаторов переименования станции Московского метрополитена «Измайловский парк» в «Партизанскую». Тем более что ее оформление, известное еще с 1944 года, посвящено теме партизанского движения в годы Великой Отечественной войны (в частности, установлены скульптуры героев-партизан — 18-летней Зои Космодемьянской и 80-летнего крестьянина-колхозника Матвея Кузьмина, повторившего в 1941 году подвиг Ивана Сусанина, а также скульптурная группа «Народные мстители»). Да и во время войны в районе расположения станции проходили подготовку разведчики-диверсанты.

Что касается 1288-й школы, то имя Н. В. Троян этому учебному заведению присвоено потому, что героиня в свое время не раз тут бывала: здесь учились ее сыновья, а позже — и внучки. Кстати, как заметил Алексей Коротеев, «мало кто знал, что школу посещает такая именитая мама, а потом и бабушка»: Надежда Викторовна, в силу природной скромности, не любила, как бы сейчас сказали, светиться. В то же время, по жизни, когда надо было оказать кому-то поддержку, конкретно помочь, она иной раз активно использовала свой служебный авторитет и «ресурс» кавалера Золотой Звезды.

Примечательно, что на торжественной линейке выступил председатель правления Клуба героев Советского Союза, героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы города Москвы и Московской области генерал-полковник авиации в отставке Николай Антошкин (начавший в 1960-х офицерскую службу в Белоруссии, он был участником нескольких вооруженных конфликтов, а в апреле—мае 1986 года после аварии на Чернобыльской АЭС в первые десять суток непосредственно руководил действиями личного состава по закрытию реактора, получил большую дозу облучения и — Золотую Звезду). Он сказал, что присвоение школе № 1288 имени Н. В. Троян находится в рамках инициативы упомянутого Клуба о присвоении каждой столичной школе имени Героя: «Сегодня в Москве около 1600 школ, из них именных — с десяток, а на 51 городском кладбище покоится более 1700 Героев Советского Союза, Героев России и полных кавалеров ордена Славы. Так что имен хватит на все школы».

Не станем здесь обсуждать, насколько это начинание всесторонне обосновано, но несомненно и то, что рациональное зерно в этом есть: растущие поколения должны знать героев своей страны, а то ведь мы порой даже самых «именитых» из них забываем… Впрочем, из года в год присваивают же президентскими указами областным центрам (и не только им) звания «Город воинской славы», таких населенных пунктов в России от Дальнего Востока до Калининграда уже более 40…

На той же линейке кто-то из выступивших ветеранов заметил, что даже в полном имени Троян интересное сочетание понятий: Надежда Викторовна — надежда и виктория: «надежда» говорит самое за себя, а «виктория», как известно, означает «победа»…

Игорь ПЛУГАТАРЁВ, «Ваяр»

Фото из архива семьи Надежды ТРОЯН


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter