Виктор КАМЕНКОВ: “В судах важна специализация”

Хозяйственные суды в пределах своей компетенции и с помощью присущих им правовых методов активно помогают реализации реформ, направленных на создание эффективного механизма хозяйствования, улучшению инвестиционного климата, совершенствованию действующего законодательства, а также защите прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан страны. В этом месяце системе экономического правосудия в нашей стране исполняется 85 лет. Об итогах и перспективах развития данной структуры правосудия в интервью корреспонденту “НГ” рассказал председатель Высшего хозяйственного суда Беларуси Виктор Каменков.

— Виктор Сергеевич, с марта 2005 года вступила в силу новая редакция Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (ХПК). Нововведений было немало. Они себя оправдали?
— Без сомнения. Например, апелляционное производство, которое мы ввели больше года назад, придало динамику рассмотрению дел. Возвращений их на новое рассмотрение практически не бывает. Да и сроки пребывания каждого дела в судах сокращены в несколько раз.
Что касается других нововведений, то в хозяйственных судах были образованы апелляционные инстанции по региональному принципу. Ведь известно, что для европейских государств (Великобритания, Германия, Франция, Италия), а также для наших ближайших соседей (Российская Федерация, Украина, Польша) апелляционное производство является неотъемлемой частью судебного процесса, причем не только в хозяйственной сфере.
Дела в порядке кассации сегодня рассматриваются в специально созданной Кассационной коллегии Высшего хозяйственного суда, основная функция которой состоит в проверке законности обжалованных судебных постановлений и в устранении нарушений закона, допущенных нижестоящими судами.
Повышен статус кассационной инстанции, которая теперь находится только в Высшем хозяйственном суде. А раньше она была и в других судах. Полномочия по пересмотру дел в порядке надзора сосредоточены в Высшем хозяйственном суде Республики Беларусь. Дела в порядке надзора рассматриваются только Президиумом и Пленумом Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь.
В настоящее время наш суд работает над введением процедуры посредничества, которая предусмотрена  в действующем ХПК для урегулирования спора мирным путем, но до настоящего времени в силу объективных причин не заработала.
— Каковы главные итоги и особенности развития системы хозяйственных судов в Беларуси?
— Что касается итогов нашей работы, то я хотел бы отметить, что за прошедшие пять лет количество рассматриваемых споров увеличилось примерно в пять раз. С нашей помощью решают спорные вопросы между собой не только белорусские предприниматели, но и иностранцы. И это радует. Из рассматриваемых нами дел  за последние 10 лет число подобных судебных разбирательств увеличилось в семь раз (до 34 тысяч). А это как раз таки говорит о том, что экономические процессы в государстве проходят на должном уровне.
— Нельзя не согласиться, что с принятием в этом году Кодекса  Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях компетенция хозяйственных судов расширилась. Но, наверное, и проблем добавилось?
— С нагрузкой мы справляемся. Сложность в другом. Нарабатываемая сегодня практика по этой категории дел еще раз наглядно показывает, как важна в судах специализация, что нельзя быть специалистом высокого класса во всех отраслях права одновременно. В нашей системе уже сегодня действуют специализированные коллегии: налоговая и по делам о банкротстве. В перспективе планируем создать  специализированные коллегии по административным делам.
— Как бы вы обозначили основную задачу Хозяйственного суда на сегодняшний день?
— Хозяйственные суды должны не только выносить судебные постановления, но и контролировать их исполнение. Это необходимо для поддержания авторитета судебной власти, то есть для нас самих. И если в самой Беларуси механизм исполнения судебных решений отлажен достаточно хорошо, то при исполнении их за пределами республики зачастую возникают трудности. Даже наличие международных договоров в данной области не всегда является гарантией того, что вынесенное с соблюдением всех предусмотренных законодательством правил судебное решение будет исполнено. А уж при отсутствии таких договоров вообще никаких гарантий не существует вовсе.
В связи с этим в качестве хорошего примера я назвал бы двустороннее Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о порядке взаимного исполнения судебных актов хозяйственных судов Беларуси и арбитражных судов России. Этот документ дает возможность исполнять судебные акты двух государств непосредственно, минуя процедуру судебного признания. А это значительно облегчает порядок их исполнения, существенно экономит время субъектам предпринимательской деятельности.
Хотелось бы выразить надежду, что данному позитивному примеру последуют и другие государства. Во всяком случае,  мы будем над этим работать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter