Википедия вместо памяти

Когда ты живешь в хате совсем не с краю, а в самой середине деревни под названием Европа, тебе просто непростительно не знать, чем дышат твои односельчане. У меня много знакомых и родственников живет в Украине и России, и новости оттуда волнуют меня так же сильно, как и то, что происходит у меня за окном. Мы можем жить в разных государствах, под разными именами и флагами, но мы всегда были и будем братьями-славянами, всегда будем одной крови: ты и я…

Недавно одна моя приятельница из Москвы в панике обратилась ко мне за советом. После двух месяцев дистанционного обучения ее единственный десятилетний сын превратился в вечно сонного, недовольного невротика с потухшим взглядом. Истерики на пустом месте стали обычным семейным явлением, и родители забили тревогу. Для ребенка главной движущей силой развития являются любознательность и познание окружающего мира через свои активные действия и взаимодействия с другими людьми. А когда экран модного гаджета заменяет живое общение и вся его двигательная активность сводится к нажиманию кнопок на клавиатуре, он чувствует себя как связанная птица в клетке. Она не то что не поет, но и летать уже не в состоянии. Личность, сформированная в таких условиях, какой она будет? Сможет ли творить, отвечать на внешние вызовы, принимать правильные решения?
На мой взгляд, научный прогресс и высокие технологии, призванные осчастливить человека, имеют и много обратных сторон. Одна из них — это угасание творческого потенциала в маленьком человеке, у которого вся активность заключена в бездушном голубом экране, а не в живом вдохновляющем примере.
Как говорил великий педагог А. С. Макаренко, «воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги».

Я помню, как в седьмом классе совсем неожиданно для себя увлеклась неорганической химией, хотя всегда больше преуспевала в языках. С горящими глазами я решала задачи, наблюдала химические реакции и смешивала порошки в пробирках. На урок летела буквально на крыльях, предвкушая новые знания как сладкое лакомство. Теперь понимаю, что мой химический энтузиазм родился на почве таланта и увлеченности учителя, который на уроках создавал целый мир и с удовольствием брал нас с собой. Когда спустя год он ушел из нашей школы, интерес к предмету у меня, да и у всего нашего класса, пропал и химия превратилась в скучную и бессмысленную лямку, которую мы кое-как дотянули до окончания школы. Растущая личность всегда развивается во взаимодействии со старшими. Как росток тянется к небу, так и ребенку всегда нужен образ, до которого он хочет дотянуться, дойти и превзойти.

Откровенно говоря, я не сторонник цифровых технологий в образовании. Иногда кажется, что даже взрослые сделали свой мозг чересчур цифровым. Вы помните, какая самая длинная река в Беларуси? А какая столица у государства Бенин? Где живет выпь? Кто был десятым президентом США? Сегодня, услышав один из таких вопросов, мы часто тянемся к телефону, свериться с Википедией, так сказать. Она уже стала заменять нам память и знания. Зачем что-то запоминать, если всегда можно залезть в интернет и узнать все, что тебе нужно? Зачем узнавать, если твои знания лежат у тебя в кармане, подзаряжай лишь батарейку? Это как мозг, вынесенный наружу: вроде бы с тобой, но он уже не твой. А представьте себе коллапс глобальной сети в результате какого-нибудь природного катаклизма. Например, пронесся страшный ураган, поломал вышки связи, повалил столбы. Не работает интернет, недоступна любимая Википедия — и что останется в наших головах? Паника и легкий привкус пустоты… Поэтому в нашей семье мы как родители стараемся стимулировать детский мозг работать самостоятельно, без внешних приборов. Вместо этого наполняем их время живым общением с семьей и ровесниками, прогулками, книгами, играми и спортом. Ведь радость от игры с мамой в трех поросят и волка (причем мама всегда в роли Наф-Нафа) не заменит никакая суперсовременная компьютерная игра.

После разговора с подругой задумываюсь: вот почему в моей стране меня как теплым одеялом укрывает чувство безопасности за себя и за своих родных… В отличие от соседей, которые были вынуждены идти на серьезные ограничения в связи с пандемией, нам в Беларуси удалось сохранить баланс между мерами предосторожности и интересами простых людей. И детей наших воспитывают и учат учителя, а не комбинации единиц и нолей. И пока будет так, мы будем жить в самой свободной стране мира!
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter