Работают с прибылью: до конца года в стране запустят еще три пеллетных завода

Видят за лесом перспективу

Лес по праву называют национальным богатством. Ведь более 8,3 млн гектаров страны покрыто этим ценным ресурсом. Причем общий запас древесины на корню превышает 1,858 млрд кубометров. А запас спелых и перестойных насаждений за последнее пятилетие увеличился на 123 млн кубометров и сегодня составляет 402 млн кубометров. По сути, мы сейчас входим в пик созревания лесов, созданных в послевоенное время. А значит, понемногу объемы заготовки древесины будут расти. Вредят ли они природе, как об этом порой трубят некоторые интернет-ресурсы и блогеры, о дальнейшем развитии пеллетных производств — на эти и другие вопросы журналистов в канун профессионального праздника, Дня работников леса, ответил первый заместитель министра лесного хозяйства Валентин Шатравко.

На базе лесопильных производств преимущественно появляются и пеллетные заводы.
Фото БЕЛТА

Хорошо спланировано — хорошо сделано

— В этом году было много фейковых выступлений в интернете о том, что мы беспощадно вырубаем лес. Как раз после большого количества вбросов мы провели несколько пресс-туров, чтобы объяснить и показать, что и как мы делаем, на каком основании идем в лес с пилой. К сожалению, те блогеры-обвинители не сочли важным поучаствовать и выслушать нашу позицию, элементарно разобраться в вопросе, — отмечает Валентин Шатравко. — Мы начали больше рубить, и люди это замечают. Но не спешат вдаваться в детали. Хотя ежемесячно лесхозы проводят дни открытых дверей, где готовы всех выслушать, объяснить, показать необходимые документы. Но жители на встречи идут неактивно.

Почему же леса стали больше рубить? Причина проста: леса начали массово созревать. И этот «урожай» надо вовремя собрать. Ведь лиственные породы достигают своей спелости к 60 годам, хвойные — к 80. Если рубить в эти оптимальные, научно обоснованные сроки, то получится качественное сырье. Позже уже наступает время «Ч», после которого дерево начинает терять свою ликвидность. Во-первых, древесина утрачивает свои деловые качества — и это очевидные экономические потери. Во-вторых, снижается и экологическая эффективность древесины. Если смотреть со стороны модной нынче углерододепонирующей функции лесов, то по мере старения дерева способность удерживать углерод снижается.

— Если в 1988 году в стране было 2,6 процента спелых лесов, то практически нечего было и заготавливать. Сегодня же мы имеем 18 процентов спелых лесов, в которых надо собирать урожай. Мы это и делаем. Но не наобум. По каждому лесхозу раз в десять лет проводится лесо-устройство, составляется проект ведения лесного хозяйства. Все участки лесного фонда — выделы — у нас оцифрованы, мы знаем характеристику насаждений, которые там растут. И для расчета главного пользования берем только спелые выделы и производим план в целом по лесхозу на 100 лет — как будет изменяться расчетная лесосека в зависимости от того, как эти леса будут созревать. При утверждении расчетной лесосеки мы исходим из принципа неистощительности лесопользования. Так что мы видим перспективу на 20–30 лет и четко понимаем, что будет в этом лесхозе через определенный промежуток времени. Если произойдут какие-то катаклизмы, мы пересмотрим проект и внесем коррективы, исходя из изменений, — заверяет представитель Минлесхоза.

При этом все лесхозы имеют международные сертификаты ведения работы. Организации, которые проводят аккредитацию, много внимания уделяют соблюдению природоохранных, экологических, социальных функций.




Причина, по которой леса стали больше рубить, проста: они начали массово созревать.
sb.by

Гранулы успеха

С середины августа практически весь заготовленный лес — в прямом смысле на ладони. Благодаря внедрению Единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней можно следить за местонахождением и передвижением сырья вплоть до ворот покупателя. Часть ее, к слову, выкупают сами лесхозы. Ведь в системе работает 96 деревообрабатывающих производств. В их планах на этот год — выпустить не менее 1,5 млн пилопродукции. Половина объема будет поставлена на внутренний рынок.

— В цехах мы в основном занимаемся первичным пилением. Здесь мы движемся в сторону того, чтобы менять всего лишь позиционно установленное оборудование, но не идем на увеличение объемов переработки древесины. Мы более эффективно используем ресурсы, которые у нас сегодня есть, — подчеркивает Шатравко.

На базе лесопильных производств преимущественно появляются и пеллетные заводы. В прошлом году для переработки отходов лесопиления и невостребованной низкокачественной древесины лесхозы запустили семь заводов. Их общая мощность — более 170 тысяч тонн гранул. Три завода открыто в этом году в Ганцевичах, Кобрине и Осиповичах. До конца года будет запущено еще три. Развитие направления продолжится и в следующем году.

— В отрасли утверждена программа по развитию пеллетных производств, ее выполняем. Ничто не мешает нам строить новые заводы. Это направление позволяет получать дополнительную продукцию из невостребованных отходов, — напоминает суть подходов первый замминистра. — Мы видим, что все заводы, запущенные в 2020-м, работают на полную, сбыт их продукции обеспечен. Даже в межсезонье, когда цены на топливо не самые высокие, предприятия работают с прибылью.

Кстати, сегодня в организациях системы Минлесхоза работают более 39 тысяч человек. Среднемесячная зарплата за январь — июль превысила 1390 рублей.

druk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter