Репортаж о первом досмотровом комплексе для поездов

Видят насквозь

Сначала инспекционно–досмотровыми комплексами были оснащены автодорожные пункты Брестской таможни. А с недавних пор в районе парка «Заречица» станции Брест–Северный эксплуатируется комплекс RF9010, предназначенный для осмотра грузовых железнодорожных составов. Таможенники получили возможность контролировать товар, не вскрывая грузовые составы и не проводя без необходимости досмотр товаров. Задача для сканера — увидеть замаскированный тайник, даже если его оборудовали в самых укромных местах состава.


Едем на окраину Бреста, чтобы посмотреть комплекс в работе. Две железнодорожные ветки — с узкой и широкой колеей — с двух сторон обрамлены высокими воротами нежно–голубого цвета. Этот туннель и есть сканер. Если бы не желтые трилистники, предупреждающие о радиационной опасности, принять сооружения можно было бы за что угодно. А это — умная и глазастая техника, способная просветить вагоны шириной 3,75 метра и высотой 5,3 метра.

Начальник отдела проведения операций таможенного контроля Брестской таможни Юрий Дердюк предугадывает мой первый вопрос:

— Не стоит волноваться. Прошедший через сканер поезд не уедет с радиацией. И машинист не пострадает. Рентгеновские лучи контролируются таким образом, что сканирование локомотива и пассажирских вагонов не выполняется. Умный комплекс моментально самоадаптируется и распознает даже пассажирские вагоны, которые могут быть в грузовом составе, он не станет их просвечивать.


— Допустим, в контейнере находятся не дрова, а продукты питания, косметика, лекарства. Не изменится ли их качество? — пытаюсь выяснять «вред» установки.

Юрий Дердюк заверяет:

— Даже на электроаппаратуру рентген не действует. Техника обеспечивает полную безопасность для машинистов, операторов, сканируемых товаров и находящихся в непосредственной близости людей. Параметры ИДК соответствуют стандартам радиационной безопасности и защиты от рентгеновского излучения, рекомендованными МАГАТЭ, ВОЗ и Международной комиссией по радиологической защите.

Вот наконец появляется поезд. Везет за границу лесоматериалы. Состав не останавливается в туннеле, а спокойно следует по маршруту. Погода тем временем устраивает сюрприз — с неба густо посыпал мокрый снег. Это только фотографу в таких условиях работать некомфортно, а сканер справляется. Оператор нажимает кнопку — и видеокамеры от снега очищает «дворник». Видно все! Система нормально функционирует в ветреную, дождливую и снежную погоду, как при больших минусах, так и при больших плюсах.

Самое интересное, однако, не на улице, а за пультом в операторской. На дисплей выводится рентгенографическое изображение груза, шасси и содержимое вагонов. Старший инспектор Олег Ковальский видит каждый просвеченный в движении вагон:

— Система запускается при приближении поезда. Автоматически измеряется скорость состава. Благодаря моментальной технологии создания качественных снимков комплекс самостоятельно распознает каждый отдельный вагон и сохраняет фотографии с подробной информацией о грузе. Сейчас я должен быстро передать информацию операторам–аналитикам, которые находятся на станции Брест–Северный. Они определят, есть ли запрещенные вложения. На принятие решения и в случае надобности изъятия вагона из состава для дополнительного досмотра у нас имеется необходимое время. В это время поезд стоит и ждет, пока таможня не даст добро.


Интересуюсь, сколько вагонов, контейнеров, цистерн система способна проверить за сутки? Оказывается, длительность беспрерывной работы комплекса составляет 1 час. Это соответствует требованиям для железнодорожных транспортных средств большой протяженности. Поезд с лесоматериалами проходит через туннель за 10 минут. А еще через 10 минут после этого сканер готов просвечивать очередной состав.

Но нарушители тоже не лыком шиты! Научились обманывать даже собак, полагая, что смогут обмануть и сканер.

Заместитель начальника Брестской таможни по идеологической работе Сергей Селивонец качает головой:

— Нельзя. Автоматизированная система оснащена высокоактивным электронным линейным ускорителем и детектором с высокими эксплуатационными характеристиками, это обеспечивает необходимые степени «просвечивания» и помехоустойчивости. Ну и по–прежнему работает система анализа и управления рисками, необходимая при выявлении контрабанды и для контроля таможенной стоимости импортируемых товаров.

Всевидящее «око» — еще не все преимущества ИДК. Сканер сокращает продолжительность проведения операций таможенного контроля на железной дороге и увеличивает пропускную способность. Значит, транзитная привлекательность Беларуси растет. Сегодня это очень важно.

Остается добавить, что установили ИДК благодаря межправительственному соглашению между Беларусью и Китаем. За основу взяли аналогичный проект, успешно разработанный специалистами из КНР и реализованный в других странах мира, в том числе в Польше на границе с нашей страной. Китайская компания Nuctech Company Limited не только поставила оборудование, но еще оплатила стоимость проектировочных, строительно–монтажных и пусконаладочных работ, а также затраты на обучение сотрудников Брестской таможни. Сумма инвестиций составила 5,5 миллиона долларов США.

Кстати

ИДК на железной дороге — третий сканирующий комплекс в Брестской таможне и первый такого рода в таможенной службе Беларуси. С 2009 года в автодорожных пунктах пропуска на белорусско–польской и белорусско–украинской границах используется мобильный ИДК на базе грузового автомобиля Mеrsedes–Benz. В 2011 году в пункте пропуска «Козловичи» введен в эксплуатацию стационарный ИДК, предназначенный для рентгеновского сканирования грузовых автотранспортных средств.

valentinak3@mail.ru

Советская Белоруссия № 27 (25162). Четверг, 9 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter