Почему жителям глухой деревушки под Добрушем открыто завидовали земляки

Виды Завидовки

Когда-то волею геополитических событий деревня Завидовка Добрушского района оказалась в приграничье сразу двух стран. До райцентра отсюда полсотни километров, а вот до России и Украины рукой подать. К стратегическому расположению и интригующему названию прилагается насыщенная история. Отправляемся в путь.

Своя Венеция

Едва свернув с трассы, попадаешь то ли в сказку, то ли в другое время — уж такая здесь атмосфера. Во многом благодаря обилию зеленой растительности и несмолкающим ни на миг птичьим трелям.

Председатель Ленинского сельсовета Тамара Буйкевич рассказывает, что когда-то деревня поражала незаурядной красотой. Главной достопримечательностью была речка Супр, протекавшая прямо по улице и делившая ее пополам. Водилась рыба, можно было купаться и курсировать на лодке. Почти от каждого двора к речке вели деревянные мостки, с которых можно было зачерпнуть ведро воды, посидеть с удочкой или прополоскать белье. Почти своя Венеция...

Председатель Ленинского сельсовета Тамара БУЙКЕВИЧ у памятника солдатам, погибшим во время Великой Отечественной войны.

Увы, время и неблагоприятные факторы сделали свое дело. Сегодня Супра — заросшая канава, в которой хозяйничают бобры, ведущие несанкционированное строительство плотин.

— В деревне зарегистрировано 36 человек, по факту — гораздо меньше, — информирует председатель. — Кто-то приезжает в теплое время как на дачу, кто-то не появляется вовсе. Снесли около 60 домов, и еще столько же предстоит.  

Остроумные ходоки

Впрочем, есть и те, кто не покидает деревню годами. Как, например, 85-летний Иван Федосович Лупик — находка для журналистов и кладезь краеведческих знаний. Бывший педагог даже издал брошюру об истории деревни.  

Местный житель Иван ЛУПИК с супругой Полиной. 

— Я тут от вершков. Здесь и родился, а вот на этом месте, где сейчас ворота, наша хатка стояла. Этот дом уже позже построили.

По данным «Википедии», в письменных источниках Завидовка (на тот момент в составе Могилевской губернии) упоминается с начала XIX века. Но Иван Федосович убежден, что деревня образовалась почти пять столетий назад — в эпоху Великого княжества Литовского. Первыми поселенцами были в основном беглые крепостные и каторжане.

Ключевой вопрос — происхождение названия. Почему Завидовка? Местные слыли большими завистниками? Оказывается, наоборот. По преданию, особенностью деревни была сложившаяся система самоуправления из-за отсутствия пана. В то время как в остальных деревнях они имелись и, как положено, притесняли бедняков. Вольным соседям неприкрыто завидовали, а их уголок свободы прозвали Завидовкой.


Есть и другая версия, основанная на том, что в конце XVIII века Екатерина ІІ пожаловала эти земли фавориту — графу Петру Завадовскому. И от его фамилии образовалось название. Краевед с такой трактовкой не согласен. Говорит, что из архивных записей следует: деревня звалась Завидовкой до того, как оказалась во владениях графа. Последнего факта Иван Федосович не отрицает и даже рассказывает то ли быль, то ли притчу, связанную с одним из потомков Завадовского. К нему в Москву пришли ходоки — просить о помощи в строительстве храма. Наследник, окинув оборванных путешественников взглядом, высказался презрительно. Не могли, что ли, кого получше прислать? В дырявые карманы зипунов ходоки за словом не полезли. Ответили, что лучших-то и отправили к лучшим. А к вам, барин, делегировали нас. Дворянин смекалку оценил, напоил гостей чаем. И с церковью тоже помог.

Была война

К началу Октябрьской революции в деревне проживало больше тысячи человек.

— Люди жили разные, — говорит рассказчик. — Кто-то ленился работать, но при этом хотел жить лучше. А те, кто богаче, наглели и обижали бедняков. Была в Завидовке зависть, конечно.


В годы Гражданской войны через деревню проходили и белые, и красные. Среди них и знаменитый отряд Щорса, к которому примкнула часть местных мужиков.  

Подробнее всего Иван Федосович рассказывает о войне, которую пережил мальчишкой:

— Немцы пришли в августе 1941-го. Хорошо помню тот день. Красноармейцы в пропитанных потом гимнастерках отступали. Некоторые выбивались из сил, бросали винтовки и прятались. Мать вынесла корзину огурцов. Они хватали и не останавливаясь бежали дальше. Один боец с пулеметом остался, засел в копнах с сеном. Когда из березняка появились немцы, открыл огонь. Даст очередь — они назад. Высунутся — опять стреляет. И так сдерживал их больше часа, прикрывая отход товарищей. Что стало с ним самим, не знаю. Позже мы, дети, ходили собирать гильзы.


В тот же день в деревне появились немецкие мотоциклисты. Сразу же взломали сельпо и взяли что хотели. Остальное разобрали сельчане. У местного Кулибина молодые солдаты забрали деревянный велосипед, который тот смастерил для себя. С гоготом катались, пока не сломали. Затем разорили пасеку, «милостиво» угостив ворованным медом ребятню.

Сильно в оккупации завидовцы настрадались от полицаев. Некоторые из них упивались властью и бесчинствовали.  

В сентябре 1943-го отступали уже немцы — несколько дней шли колонны с орудиями и техникой. Напоследок сожгли несколько хат, взорвали плотину. Местные жители в это время прятались в заранее вырытых ямах. Жестокий бой разгорелся в соседней деревне Ленино, где находился укрепленный пункт гитлеровцев.

А в Завидовке лучше

Пойти в первый класс мальчишке удалось лишь в 11 лет. А в десятом, буквально со школьной скамьи, его призвали в стройбат. Довелось строить объекты под Минском, в том числе отдельные корпуса нынешней Военной академии. После службы Иван Федосович помотался по СССР, а вернувшись в Завидовку, стал заведовать местным клубом.


— Развивал самодеятельность, концерты ставили, было весело, — с юношеским задором пенсионер кивает в сторону жены. — Вот эту красавицу тогда и встретил…

79-летняя Полина Терентьевна смеется — в искорках глаз отблески времени, о котором рассказывает муж. Вместе они уже больше полувека, вырастили троих детей, имеют четверых внуков и правнучку.

Угасать деревня начала в 1984 году. Тогда местный колхоз присоединили к соседнему — в деревне Ленино. Завидовке это пользы не принесло. Супруги уверены, что здесь могла иметь место зависть. Мол, тогдашний руководитель «ленинского» хозяйства позарился на урожайные пашни и красивейшее завидовское озеро.


Про ушедший золотой век родной деревни старики вспоминают с грустью. Но разговоры о возможном переезде оба отвергают категорически.  

В райцентре последний раз Полина Терентьевна была при оформлении пенсии — четверть века назад:

— Нечего там делать. Здесь, слышите, птицы поют, воздух какой, лес. Даже криница есть. А в городе что? Машины, шум, пыль, дышать нечем… Мы вам, городским, не завидуем. У нас в Завидовке лучше.

prolesk@sb.by


 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter