В поисках утраченного. Рогачев, каким он был столетия назад

Виды на Рогачев

Рогачев — одно из древнейших поселений на территории Беларуси. Впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1142 годом. Но люди в этом месте поселились намного раньше — на тысячелетия, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки. На протяжении веков город не оставался на обочине событий, но чаще всего — к своему несчастью: переносил и вражеские набеги, и опустошения, и пожары, что не могло не отразиться на его развитии. И все-таки Рогачев выстоял, а значит — победил.

Рогачев. Базарная площадь. Нач. ХХ века

В кругу мнений

Считается, когда-то в Рогачеве на возвышенности стоял каменный замок, построенный по приказу королевы Боны Сфорца. Но… Есть те, кто с этим не соглашается. Или возьмем происхождение названия города — тоже несколько версий существует. Хорошо известно: сколько людей — столько мнений. Вот одно из них относительно Рогачева 1777 года, то есть вскоре после первого раздела Речи Посполитой и вхождения в состав Российской империи. Надо признать: мнение довольно скептичное. Принадлежит человеку непосредственно того времени, что, впрочем, субъективизма не исключает. Итак:

«Приблизившись к городу, мы увидели обыкновенную деревню… В пустом замке, заросшем высокой травой, одна униатская церковь, а среди города, на песчаном берегу — другая; на возвышенном берегу Днепра — базилианский деревянный, старый кляштор и батальонная малая церковь. Все сие публичное здание, бедное и ветхое, кроме батальонной церкви, построенной вновь скорою рукою, наподобие амбара с окнами, которая, кроме новости, ничего не имела. Одни только виды дают сему месту преимущество пред другими городами…»

Рогачев. Переправа через Днепр. Нач. ХХ века

А так писал в 1855 году в книге «Исторические сведения о примечательнейших местах в Белоруссии» краевед и историк М.О.Без-Корнилович:

«Положение Рогачева на судоходной реке и шоссейном пути может быть весьма выгодным для промышленности и значительной торговли. К сожалению, в нем нет капиталистов для производства больших операций».

Рогачев. Собор Александра Невского. Нач. ХХ века

Теперь же — оценка города конца XIX — начала XX века, данная в 9-м томе собрания «Россия. Полное географическое описание. Верхнее Поднепровье и Белоруссия» 1905 года издания:

«В настоящее время Рогачев — небольшой, но довольно чистенький городок. Вокруг занимаемого провиантским магазином каменного здания, составлявшего одно из строений бывшего замка, до настоящего времени существует земляной вал — остатки прежних укреплений. В городе имеются две православные церкви (из которых одна каменная), римско-католический деревянный костел и 7 еврейских молитвенных домов. Разного рода промышленных заведений в Рогачеве насчитывается 36 со 173 рабочими. Жителей в городе насчитывается около 11.800 человек. Доходы города достигают 27.750 рублей».

Рогачев. Набережная и замок. Нач. ХХ века

Фрахт времени

Тем не менее к началу ХХ века Рогачев отнюдь не был медвежьим углом. Через Рогачевский уезд пролегло Киевское шоссе, которое от границы Витебской губернии через Гомель уходило в Черниговскую губернию. Через сам город — Московско-Варшавское шоссе: в направлении на юго-запад от восточной границы Смоленской губернии до границы Минской губернии. В Рогачеве это шоссе пересекалось Днепром, поэтому там устроили паромную переправу. Ну и конечно, важнейшей транспортной артерией испокон становились реки. Есть сведения, что Рогачев упоминается в летописях среди городов и пристаней в верхнем течении Днепра еще в 1180 году. К концу XIX века город входил в число наиболее крупных пристаней отправления с денежным оборотом свыше полумиллиона рублей. Главный груз — лесные строительные материалы и дрова: 5 миллионов пудов. В навигацию 1891 года средняя плата за перевозку 1.000 пудов груза в бассейне Днепра выше порогов на одну версту колебалась в зависимости от времени года от 17 до 37 копеек; в 1892 году в июне — от 5 до 19 копеек, а осенью, в октябре — от 15 до 36 копеек. Вообще, самые высокие фрахты существовали в осеннее время. Пассажирские рейсы обеспечивали «Общество пароходства по Днепру и его притокам» и «Второе общество по Днепру и его притокам» — в пределах Днепра выше порогов от Киева через устье Припяти до Гомеля, через устья Припяти и Березины до Рогачева и Могилева.

Рогачев. Общественное собрание. Нач. ХХ века

Что касается производственного комплекса, в изданиях прошлого-позапрошлого веков можно найти данные о том, что примерно на стыке XIX — XX столетий в Рогачеве действовало 6 канатных фабрик, спиртоочистительный завод Войнич-Сяноженского (в Могилевской губернии по винокуренной промышленности Рогачевский уезд с производительностью 148.000 рублей занимал первое место); здесь добывался камень. И конечно, существовали кустарные ремесленные промыслы. Некоторые — весьма интересные. Например, иконостасное производство. Или обработка липовой коры на приготовление лыка и мочала: из лыка плелись лапти, выделывались решета, а из мочала изготавливали рогожки. Рогожным промыслом в Рогачевском уезде занимались до 500 человек. Сапожным, не лапотным, настоящим — до 200 кустарей. Развивалось промысловое огородничество. Эту продукцию можно было купить в местных лавках и во время ярмарок.

Позже появились лесопильный завод и картонная фабрика. В Рогачеве работали общественное собрание, учебные заведения, в том числе учительская семинария, библиотеки, книжные магазины, аптеки, метеостанция, типографии, где выпускались почтовые открытки с видами города, строились красивые каменные здания.

Рогачев. Реальное училище. Нач. ХХ века

Все соответствовало требованиям времени. А главное — были люди, которые об этом заботились: неравнодушные горожане и местные выходцы, отправившиеся в большой свет, но никогда не забывавшие малую родину.

Проект Иолшиных

В 1907 году в Рогачеве открылось реальное училище: сначала в составе 3 первых классов, а с 1911 года — 7 классов и подготовительного отделения. Размещалось оно в каменном двухэтажном здании, построенном на средства вдовы действительного статского советника, бывшего предводителя рогачевского дворянства Василия Васильевича Иолшина, Варвары Иол­шиной. В здании работало первое в городе паровое ото­пление, во всех помещениях и коридорах лежал паркет.

Рогачев. Театр. Нач. ХХ века

Василий и Варвара Иолшины в Рогачеве были людьми известными и уважаемыми. Они заботились о благе города и горожан, значительные личные средства жертвовали на образование, культуру, благоустройство. Кроме здания реального училища, построили несколько кирпичных домов и передали их городу, городской театр «Модерн» на 600 мест, богадельню. Варвара Иолшина завещала после своей смерти денежные средства реальному училищу на выплату стипендий наиболее бедным учащимся, а также на содержание приюта для нуждающихся. При Василии Иолшине в центре города появилось уличное освещение — газовые фонари, устраивались городские колодцы, у дорог стали высаживать липы, клены, пирамидальные тополя.

На высоком берегу Днепра, у Замковой горы, высадили сквер с липами, кленами, зарослями сирени, цветочными клумбами, пешеходными дорожками, скамьями для отдыха и музыкальной верандой, где играли духовые оркестры. К Днепру спускалась деревянная лестница. В 1873 году вдоль главной улицы, Быховской, разбили городской парк, со временем превратившийся в тенистый, уютный оазис. Вспомним вышеприведенные слова о Рогачеве: «Виды дают сему месту преимущество пред другими городами».

Рогачев. Угол Быховской и Бобруйской улиц. Нач. ХХ века

И сегодня Рогачев остается таким же милым, уютным, зеленым. Так что в данном случае, можно сказать, кольцо мнений замкнулось. Но теперь это еще и современный, динамично развивающийся промышленный город. Город, седой по возрасту, но полный молодых сил, необходимых для движения вперед. Фрахт времени продолжается.

likchodedov@mail.ru

ulitenok@sb.by

Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter